Prostor46.ru

Просто про деньги
25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Источники дохода предприятия

Источники дохода предприятия

В.1. Сущность, источники образования дохода предприятия; классификация и показатели, его характеризующие

Для обеспечения расширенного воспроизводства предприятию требуется не только простое покрытие текущих затрат, но и превышение доходов над расходами, т.е. получение прибыли.

Покрытие издержек и получение прибыли обеспечивает валовой доход предприятия. В экономике предприятия (общий курс) нет единого определения валового дохода. Согласно принятым в теории экономики предприятия определениям, валовой доход есть выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат на из производство и включает в себя оплату труда и прибыль.

Важнейший показатель системы национальных счетов (СНС) – валовой внутренний продукт (ВВП) – не совпадает с приведенным выше определением валового дохода, т.к. ВВП включает еще и сумму средств возмещения потребленного основного капитала, а также сальдо косвенных налогов и субсидий на продукты (вид субсидий, выплачиваемых государством производителю за единицу произведенного товара (услуги); субсидируются чаще всего социально значимые виды товаров (услуг)).

На практике понятие и содержание валового дохода зависят от принятого порядка расчета прибылей и убытков. В форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» такого понятия нет. Однако согласно данной форме специалисты делают схему расчета валового дохода как разность между выручкой от реализации (без НДС, акцизов и пр.) и расходами при реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Согласно главе 25 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Величина доходов определяется исходя из цен сделки. В случае получения доходов в натуральной форме доходы определяются на базе рыночных цен.

Доходы – это финансовая основа торгового предприятия, обеспечивающая его самофинансирование и самоокупаемость, выполнение обязательств перед государством, поставщиками и партнерами. Доходы торговых предприятий должны возмещать стоимость приобретенных товаров, компенсировать затраты, связанные с обращением товаров, и образовывать прибыль. В ином случае хозяйственная деятельность коммерческого предприятия не имеет смысла.

Доходами считаются активы (в основном в денежной форме), полученные торговым предприятием.

Доходы, подлежащие налогообложению, делятся на доходы от реализации (основной деятельности) и внереализационные доходы.

Под основной деятельностью предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения, понимаются услуги по обеспечению товарного обращения и доведению товаров от производителя до потребителя.

Все остальные доходы, не относящиеся к доходам от реализации, являются внереализационными, которые подлежат учету при определении налоговой базы в соответствии со ст. 250 либо не учитываются для целей налогообложения согласно ст. 251 НК РФ.

Статья 268 НК РФ устанавливает порядок определения доходов от реализации товаров предприятиями, занимающимися торгово-посреднической деятельностью. Так, при реализации товаров предприятие вправе уменьшать доходы от таких операций на стоимость реализованных товаров, определяемую в следующем порядке:

1) при реализации амортизируемого имущества – на остаточную стоимость амортизируемого имущества;

2) при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) – на цену приобретения этого имущества;

3) при реализации покупных товаров – на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой предприятием учетной политикой для целей налогообложения одним из след. методов оценки покупных товаров:

а) по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

б) стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

в) средней стоимости;

г) стоимости единицы товара.

При реализации имущества предприятие вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по хранению, обслуживанию, транспортировке реализуемого имущества.

Читать еще:  Источники и составляющие доходов

Для предприятий, функционирующих в сфере товарного обращения, в НК предусматривается особый порядок формирования доходов от реализации товаров: если доходами от реализации общепринято считать выручку от реализации товаров, то в коммерции из этой выручки исключается стоимость реализованных товаров. Такой порядок образования доходов от реализации предприятий, функционирующих в сфере товарного обращения, существовал и до принятия нового НК. Однако в Кодексе отмечается, что предприятия вправе не применять указанный порядок. Это значит, что они могут применять и общий для всех порядок учета доходов и расходов. Но, учитывая финансовую значимость не столько выручки, сколько приращения стоимости доходов от реализации товаров, существующая практика образования доходов от реализации в коммерции и в перспективе будет сохранять свою актуальность.

Для предприятия, оказывающего услуги по доведению товаров от производителя до потребителя, валовой доход – это источник средств для возмещения текущих затрат, расчетов с бюджетом и формирования прибыли. В условиях хозяйственной самостоятельности размер валового дохода предприятия, функционирующего в сфере товарного обращения, должен превышать затраты, требуемые для выполнения им своих функций.

Валовой доход предприятия, оказывающего услуги по доведению товаров от производителя до потребителя, складывается из нескольких источников. Основную часть валового дохода предприятия, реализующего коммерческое предпринимательство, представляет собой доход от реализации товаров и платных торговых услуг, т.е. валовой доход торговли.

Валовой доход торговли – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению («Торговля. Термины и определения» — ГОСТ Р 51303-99, утвержден Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999г. № 242-ст).

Источники формирования доходов и их использование

На величину финансовых результатов деятельности предприятия влияют множество факторов, которые оказывают прямое и косвенное воздействие на них. Одним из таких факторов является величина доходов, которые в конечном итоге воздействуют на перспективу роста стоимости предприятия, расширения его деятельности и другое.

Наиболее важными причинами роста доходов предприятия являются: рост объема производства продукции, ее реализации, использование в деятельности ноу-хау, научно-технических разработок, маркетинговых исследований, прогнозирования и анализа, тем самым происходит увеличение производительности труда, снижается себестоимость и улучшается качество продукции.

При рассмотрении деятельности торгового предприятия, можно отметить, что ведущим источником доходов выступает выручка от реализации продукции (товаров), а именно та ее часть, которая остается после вычета всех понесенных затрат на производство и реализацию продукции. Данный источник будет относиться к основной деятельности предприятия.

Исходя из этого наиважнейшей задачей каждого хозяйствующего субъекта, будет являться — получение большего дохода (прибыли) при наименьших затратах, через соблюдение строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
В состав основной деятельности предприятия входят и другие источники доходов, такие как суммы в погашение дебиторской задолженности, авансы от покупателей и прочие поступления.

Одновременно с основной деятельностью предприятие может заниматься инвестиционной и финансовой деятельностью, тем самым образуются новые источники доходов.

Например, источником дохода от инвестиционной деятельности может быть доход от продажи внеоборотных активов, представленный в виде основных фондов и нематериальных активов предприятия, а также данный источник включает проценты от долгосрочных финансовых вложений, от погашения ранее выданных кредитов, дивиденды и другие виды доходов от инвестиций.

Читать еще:  Пассивный доход идеи с вложениями

Источником финансовой деятельности выступают доходы от выпуска и реализации акций, облигаций и других ценных бумаг среди инвесторов предприятия.

Все представленные сферы деятельности предприятия взаимосвязаны друг с другом, а значит, по мере необходимости потоки денежных средств могут перетекать из одной сферы в другую.

Основным источником дохода торговых предприятий является валовый доход, определяемый как, превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению.

При выявлении в структуре товарооборота наибольших удельных весов товарных групп следует воспользоваться не только анализом дохода от продаж, но и анализом ассортимента продукции, так как если на предприятии подобрать правильную и полную ассортиментную матрицу, то можно значительно увеличить продажи, а вместе с тем возрастет доходность предприятия.

Наиболее распространенный методом исследования, способствующий оптимизации ассортимента в розничной торговле является АВС анализ, который можно представить в виде шагов.

1 шаг. Определяют перечень товаров, которые в совокупности дают 80% дохода. Это список (товарная группа) А.

2 шаг. Определяют перечень товаров, приносящих ещё 15% дохода. Это список В.

3 шаг. Оставшиеся товары относят к группе С.

4 шаг. Рассчитывают долю каждой товарной группы в общем объеме товарооборота предприятия.

5 шаг. Сортируют товарные группы в порядке убывания их доли в товарообороте.

6 шаг. Рассчитывают долю каждой группы в товарообороте накопительным итогом и на основании этого распределяют товары по группам А, В и С. Исходя из подсчетов можно выделить группы товаров приносящих первые 50% вклада в оборот, затем последующие 30% и, наконец, оставшиеся 20% товаров.

7 шаг. Анализируют вклад каждой группы в оборот предприятия, тем самым можно сделать выводы, о том какие группы товаров приносят наибольшую доходность, какие группы нуждаются в развитии, а какие недостаточно представлены в товарообороте.

На основании приведенного алгоритма, проведем ABC-анализ по товарным группам магазина ООО «Деликатесы» за 1 квартал 2013 года.

Таблица 1. Товарооборот товарных групп за 1-й квартал 2013 г.

Оборот за январь

Оборот за февраль

Яйца и яйцепродукты

Отсортируем товарные группы в порядке убывания их доли в товарообороте (Таблица 2.)

Таблица 2. Доля групп в товарообороте за 1-й квартал 2013 г.

Оборот по группе за 1-й квартал

Яйца и яйцепродукты

Рассчитаем долю каждой группы в товарообороте накопительным итогом и на основании этого распределим товары по группам А, В и С (таблица 3.).

Таблица 3. Распределение товара по группам за 1-й квартал 2013 г.

Оборот по группе за 1-й квартал (руб.)

Доля в обороте с накопительным итогом

50%

А

30%

В

Яйца и яйцепродукты

20%

С

На основании данных таблицы можно сделать выводы, что такие группы как кондитерские изделия и безалкогольные напитки недостаточно представлены в ассортименте магазина и нуждаются в развитии. Почти вся группа С попадает под жесткую конкуренцию внутри района – радом с магазином находится специализированный магазин «Царь-продукт» и поэтому данные группы в магазине продаются хуже, чем предполагается. В таком случае можно предпринять ряд мероприятий по расширению ассортимента и снижению цен на эти товары, что бы предложить покупателям более выгодную покупку. Необходимо отметить, что данные мероприятия позволяют товарным группам вино-водочные изделия и табак находиться в группах А и В соответственно, несмотря на то, что в этом же доме находиться специализированный магазин Родник.

Для более глубокого и детального анализа целесообразно проводить аналогичный анализ по товарным категориям внутри товарных групп. Данный анализ является более информативным и позволяет эффективнее управлять ассортиментом.

Читать еще:  Как найти дополнительный источник дохода

Произведем ABC-анализ по товарной группе безалкогольные напитки магазина за 1 квартал 2013 года, при этом будем использовать два параметра оборот и прибыль (Таблица 4.)

Таблица 4. АВС-анализа по категориям внутри товарной группы «Безалкогольные напитки»

Оборот за 1-й квартал (руб.)

Прибыль за 1-й квартал (руб.)

Группа по обороту

Группа по прибыли

Лимонад 1,5 литра

Лимонад 2 литра

Минеральная вода 1,5 литра

Минеральная вода 2 литра

Холодный чай 0,5 литра

Холодный чай 1,25 литра

Лимонад 0,33 литра

По данным таблицы можно отметить явных лидеров по обороту и прибыли, — это лимонады 1,5-2 литра и сок 1,5 литра. Минеральная вода приносит меньше прибыли, чем оборота – значит, в данном магазине на минеральную воду небольшая наценка, исходя из этого достигается значительный оборот. Категория холодный чай 0,5 литра является отстающим товаром по обороту, хотя по данному товару магазин имеет среднюю прибыль. Скорее всего, этот товар может продаваться лучшее, для этого, его необходимо выложить на более выгодное товарное место. Так же минеральная вода 2 литра может приносить в данной группе значительный оборот, поэтому необходимо расширить ассортимент и изменить выкладку. Морс же по прибыли приносит меньше 1%, это говорит о слишком низкой наценке на товар. Скорее всего, данный товар не нравится покупателям и нужно принять решение о смене ассортимента внутри категории или отказаться от него.

Таким образом, доходы от реализации продукции (работ, услуг) — это основной источник доходов торгового предприятия.

Исходя из того, что основной целью предприятия является максимизация возможностей увеличения доходов, их вложений, важным фактором последующего развития любого предприятия будет приток денежных средств, превышающих платежи. После вычета всех понесенных затрат из всех источников дохода в распоряжении предприятия остается часть дохода, которым необходимо эффективно управлять, для достижения высоких результатов деятельности предприятия.

Оставшуюся часть дохода, в виде денежных средств (прибыли) можно направить на отчисления на благотворительные цели, отчисления в резервный капитал, образовать фонды потребления и накопления, все это необходимо, чтобы расширить деятельность предприятия за счет собственных средств.

Вместе с тем существует и другая альтернатива — можно вложить свои собственные средства в ценные бумаги других более крупных компаний, к примеру, сформировать инвестиционный портфель и грамотно осуществлять управление, чтобы через некоторое время получить доход, который можно будет вложить в свою компанию для улучшения конкурентоспособности и финансового состояния предприятия. Также можно инвестироваться во вклады в уставные капиталы других предприятий, депозиты, тем самым получить доход части прибыли другого предприятия.

При управлении доходами предприятия нельзя обойтись без оценки экономической ситуации на рынке. Например, на современном этапе возникает проблема с банковским сектором, у банков отзывают лицензии и они становятся банкротами, вследствие этого вложение денежных средств на депозиты, в инвестиции других организаций становятся не актуальными и могут привести к потере доходов. Исходя их этого остается только вкладывать денежные средства в развитие собственного предприятия и не оставлять большие суммы денег на расчетном счете.

Таким образом, управление доходами предполагает не увеличение их любой ценой, а обеспечение экономического развития предприятия и гармоничное сочетание внешних и внутренних интересов разных субъектов распределительных отношений.

11.12.2013, 2:16 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Хотелось бы видеть цифры и тенденцию. Доработать и можно рекомендовать к печати

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector