Prostor46.ru

Просто про деньги
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Источники доходной части

ЕГЭ. Экономика. Тема 21. Государственный бюджет

Государственный бюджет – это совокупность денежных средств, которые поступают в распоряжение Правительства и расходуются им по законодательно установленным направлениям.

Государственный бюджет – это высший финансовый документ страны, финансовый план доходов и расходов государства на год.

Проект бюджета принимается ежегодно Государственной Думой.

По окончании финансового года Правительство отчитывается об исполнении бюджета.

Части госбюджета:

  • доходная часть – показывает, откуда поступают денежные средства;
  • расходная часть – показывает, на какие цели используются денежные средства.

Счётная палата – это парламентский орган финансового контроля РФ.

Федеральное казначейство (Казначейство России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов страны.

Функции госбюджета:

  • регулирующая (регулирует денежные потоки государства);
  • контролирующая (легально контролирует действия правительства);
  • информационная ( содержит информацию о намерениях правительства);
  • направляющая (определяет параметры экономической деятельности, задаёт рамки возможных действий правительства).

Уровни бюджетной системы РФ:

  • федеральный бюджет,
  • бюджеты субъектов РФ ( региональные бюджеты),
  • бюджеты муниципальных образований ( местные бюджеты).

Источники госбюджета:

  • налоги,
  • государственные займы,
  • доходы от предпринимательской деятельности государства
  • пошлины и неналоговые средства,
  • походы от внешнеэкономической деятельности.

Направления расходов госбюджета РФ:

  • оборона
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность
  • содержание органов власти
  • оплата труда работников бюджетной сферы
  • развитие национальной экономки
  • ЖКХ
  • охрана окружающей среды
  • образование
  • культура
  • СМИ
  • здравоохранение
  • спорт
  • социальная политика
  • межбюджетные трансферты
  • выплата государственного долга

Дефицит госбюджета — это превышение расходов над доходами.

Пути преодоления дефицита госбюджета:

  • внутренние займы
  • внешние займы
  • денежная эмиссия
  • продуманная политика государства

Профицит госбюджета – это превышение доходов над расходами.

Сбалансированный госбюджет — в нём равное соотношение расходов и доходов.

Факторы, влияющие на состояние госбюджета:

  • состояние налоговых поступлений
  • государственные расходы
  • политика государства
  • фаза экономического цикла в стране

Внебюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые вне бюджета страны, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь

В них направляются денежные средства, имеющие целевое назначение.

Социальные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд
  • Фонд социального и обязательного медицинского страхования
  • Федеральная служба по труду и занятости

Экономические внебюджетные фонды:

  • Фонд развития промышленности
  • финансовые фонды поддержки отраслей
  • инвестиционные фонды и др.

Государственный долг.

Государственный долг – это сумма невыполненных государством обязательств .Он возникает в результате длительного дефицита госбюджета.

Виды государственного долга:

  • внутренний ( задолженность государства банкам, физическим и юридическим лицам)

Внутренний государственный долг включает в себя:

  • рыночные долговые обязательства ( государственные ценные бумаги – облигации банка России, государственные казначейские обязательства, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа, облигации федерального займа)
  • нерыночные долговые обязательства — это задолженность правительства Центральному банку
  • внешний ( задолженность международным банкам, правительствам других стран, международным финансовым учреждениям. Наиболее известные : МВФ — Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Лондонский банк, Парижский клуб)
Читать еще:  Мое дело зарегистрировать ип

Виды государственного долга по срокам его выплаты:

  • краткосрочный ( до 1 года)
  • среднесрочный ( до 5 лет)
  • долгосрочный ( свыше 5 лет)

Реструктуризация долга — пересмотр условий выплаты долга. Она проводится в тех случаях, когда невозможен возврат долга на прежних условиях.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источники формирования доходной части бюджета субъекта РФ

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 21.10.2019 2019-10-21

Статья просмотрена: 575 раз

Библиографическое описание:

Понкратова, А. Г. Источники формирования доходной части бюджета субъекта РФ / А. Г. Понкратова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63236/ (дата обращения: 28.04.2020).

Ключевые слова: бюджет, доход, доходная часть бюджета, налоговая база, налоговая ставка.

Территориальные (региональные) бюджеты по своему статусу занимают двойственное положение, т. к. с одной стороны они имеют самостоятельные источники формирования доходов и расходов, а с другой занимают промежуточное место в бюджетно-финансовой системе: получают помощь из федерального бюджета и сами оказывают подобное финансовое содействие местным бюджетам [1, с.59]. Также бюджет субъекта РФ выступает в роли механизма, действие которого направлено на прямое вмешательство региональных государственных органов в процесс развития региона по социально-экономической части.

Финансирование природоохранных и социальных мероприятий, абсолютно на всех уровнях территориальной системы, а также формирование социально равнозначных условий для проживания на территории конкретного субъекта, осуществляется за счет главного источника — регионального бюджета, основным доходным направлением которого являются налоговые поступления от населения этого субъекта Федерации.

В практическом применении реализация принципа экономической обособленности региона от Федерации, то есть его самостоятельное существование, переосмысливает значение субъектного бюджета в части финансирования определенных программ по социально-экономическому развитию региона. Это происходит по причине того, что в подобном контексте городской бюджет принимает роль основного источника по финансированию сфер социального и инфраструктурного обустройства территории. Происходят преобразования и в доходной части бюджета — наблюдается влияние со стороны результативности территориальной хозяйственной деятельности. Исходя из такой ситуации, региональные органы власти прибегают к использованию определенных общеэкономических рычагов, имеющих непосредственное влияние на социально-экономическое положение в регионе, а также к возможности оживления предпринимательской активности в конкретном субъекте РФ (см. рис. 1.).

Рис. 1. Рычаги социально-экономического характера

Валовый региональный продукт (далее — ВРП), за счет дифференцирования и перераспределений, выступает одним из источников формирования доходной части бюджета субъекта. Говоря о доходах бюджета, следует сказать, что в данной части концентрируются все платежи, которые строятся на базе прибыли предприятий и организаций, а также налог на добавленную стоимость (далее — НДС), налоги, взимаемые с населения, выделяемые региону денежные средства при перераспределении средств вышестоящих бюджетов.

Читать еще:  100 источников пассивного дохода

Стоит отметить, что в процессе выбора эффективной экономической политики субъекта наибольшим образом влияние оказывают отношения, которые складываются между ставками налогообложения и реальным уровнем налоговых поступлений в региональную бюджетную систему. Данное влияние было исследовано в трудах Дж. Кейнса (J. M. Keynes) [2, с.102], а затем в расширенном варианте — со значительными доработками опубликовано выдающимся американским экономистом и одним из основателей теории предложения — Артуром Лаффером (A. B. Laffer).

Благодаря кривой Лаффера (см. рис. 2.) появляется возможность выявить зависимость таких элементов как налоговые ставки и объем самих налоговых поступлений, а также выявить ту налоговую ставку, при использовании которой налоговые поступления должны достигать значений максимума.

Рис. 2. Зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налогообложения (кривая Лаффера)

НС — налоговая ставка, ДБ — доходы бюджета, НСlim — предельная ставка (доходы достигают max значения), ДБmax — доходы бюджета максимальные. Согласно Сироткину В. А. «кривая Лаффера», — это теоретическое понятие, отражающее взаимосвязь между скоростью налоговых поступлений и доходами государственного бюджета за счет части налогов. Государственные доходы растут лишь до определенного уровня налоговых ставок, после чего, рост постепенно замедляется, а по достижению критической отметки начинает идти на спад [3,с.64]. Автором была построена количественная зависимость между ставками налога и доходами, поступающими в бюджет, в виде кривой параболы. Таким образом, в процессе роста налоговой ставки от минимального значения до максимального — 100 %, налоговые поступления также имеют свойство расти до определенного максимального уровня, однако, затем такой рост пребывает в стадии замедления, после чего может наблюдаться два явления: плавное понижение объема налоговых поступлений или наиболее резкое падение этих поступлений.

Согласно А. Лафферу, понижение объема налоговых поступлений может быть вызвано из-за того, что существующие высокие ставки по налогам не дают возможности для какой-либо экономической активности и тем самым происходит сокращение налоговой базы — иными словами, высокие ставки не дают возможности для развития предприятиям, в связи с чем объем налоговой базы сокращается. Таким образом, ставка равная 100 % будет препятствовать — будет являться «красным цветом» для производства, то есть остановит его, налоговая база станет равной нулю и не будет приносить фискальную прибыль. В своих исследованиях А. Лаффер придерживался того, что допустимой максимальной налоговой ставкой может быть не более 30 % от общей суммы доходов, а изъятие доходов, входящее в интервальное значение от 40 до 50 %, будет нести за собой сокращение сбережений населения и снизит уровень заинтересованности инвесторов по отношению к субъекту Федерации.

Читать еще:  Идеи как заработать деньги

Поднимая вопрос о высоких налоговых ставках, следует взять во внимание, что они являются некими возбудителями, как легальных, так и нелегальных — теневых, моделей уклонения от уплаты налогов. Поэтому следуют обратить внимание на понижение налоговой ставки, напротив, формирующей мотивацию к работе, а также интерес к инвестиционной и инновационной деятельности в регионе, тем самым провоцируя подъем национального производственного комплекса. Стоит отметить, что расширение границ налоговой базы будет благоприятно сказываться на поддержании фискальных доходов на прежнем уровне несмотря на снижение налоговых ставок.

Возможность государственного влияния на инвестиционный процесс субъекта РФ отражает региональный бюджет развития, являющийся наиболее важной частью данного типа бюджета. Выделяют несколько целей, по причине которых строится бюджет развития города, к которым относятся:

– содействие приоритетным, для конкретного региона, инвестиционным проектам;

– предоставление лояльной кредитной политики (в том числе гарантий под кредиты) в отношении реализации эффективных инвестиционных проектов;

– поддержка (финансовая составляющая) менее эффективных, но необходимых мероприятий по региональному развитию. Поддержка инвестиционных проектов, осуществляемых на территории субъекта в отношении кредитования, инвестирования, а также гарантийного обеспечения осуществляется именно за счет бюджета развития региона.

Стоит отметить, что те денежные средства, которые были направлены в бюджет развития региона не являются некой «подушкой безопасности», которой можно воспользоваться в случае срочного покрытия расходов или еще по каким-либо причинам, — не подлежат секвестру в течение всего финансового года. Как правило, расходование денежных средств бюджета развития субъекта нацелены на поддержку инвестиционных проектов, которые отбираются на тендерной основе (придерживаясь принципов возвратности, платности и срочности), а также на покрытие обязательств региона перед инвесторами за предоставленные им гарантии.

  1. Дубровина Д. С., Бенько Е. В. Межбюджетные отношения в РФ //В сборнике: Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления сборник статей Международной научно-практической конференции: в. — 2018. — С. 237–239
  2. Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Г. Иванова [и др.]; под редакцией Н. Г. Ивановой, М. И. Канкуловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.
  3. Давыдова Л. В., Рассолов А. А. Финансовые инструменты обеспечения и оценки устойчивости бюджета //Экономические и гуманитарные науки. — 2017. — №. 8. — С. 62–69.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector