Prostor46.ru

Просто про деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные источники доходов

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Экономика. 3.15. Экономика ведения домашнего хозяйства.

3.15. Экономика ведения домашнего хозяйства.

План.

  • Экономические функции домохозяйства.
  • Потребление домашних хозяйств.
  • Семейный бюджет.
  • Источники доходов и расходов семьи.
  • Активы и пассивы.
  • Личный финансовый план.
  • Сбережения

Экономические функции домохозяйства.

Домохозяйство — это институциональная социальная единица, которая состоит из относительно небольшой группы граждан, проживающих вместе, в той или иной степени объединяющих свои доходы и ресурсы, а также совместно потребляющие ряд товаров и услуг.

Домохозяйство — совокупность физических лиц, проживающих совместно и обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства.

Виды домохозяйств.

Частные домохозяйства — категория домохозяйств, часто совпадающая с понятием «семья», под которой в экономике понимают членов домохозяйства, связанных родством.

Институциональные/коллективные домохозяйства — группа лиц, не связанных родством, которые долгое время живут вместе и не могут самостоятельно принимать решения об использовании заработанных совместно средств.

Основные экономические функции домохозяйства:

  • распределение капитала
  • инвестирование накопленного капитала
  • потребление приобретённых товаров и услуг
  • производство товаров и услуг для собственного потребления или продажи на рынке;
  • воспроизводство и формирование человеческого капитала и поставление труда на рынок факторов производства.

Потребление домашних хозяйств.

Потребление — использование товаров и услуг для удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей.

Потребительские товары— товары, которые непосредственно удовлетворяют потребности человека и полностью уничтожаются в процессе потребления.

Предметы потребления.

По характеру удовлетворяемых потребностей:

  • продукты питания, одежда и обувь;
  • жилье, вода, электричество, газ и другое топливо;
  • мебель, предметы домашней обстановки и утвари, ремонт жилья;
  • транспортные услуги; услуги в сфере здравоохранения, образования, культуры, связи и т.д.

По характеру потребляемых товаров:

  • потребительские товары немедленного использования — продукты питания, топливо, лекарства, т.е. все, что потребляется сразу;
  • потребительские товары длительного пользования — жилье, мебель, автомобили, т.е. то, что потребляется (изнашивается) в течение ряда лет;
  • потребительские услуги —здравоохранение, транспорт, развлечения.

Семейный бюджет.

Бюджет домашнего хозяйства — форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства, который объединяет совокупные доходы и расходы членов домохозяйства, обеспечивающие их личные потребности.

Источники доходов и расходов семьи.

  • трудовая деятельность и получение заработной платы
  • личное подсобное хозяйство
  • осуществление предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности,
  • сдача недвижимости и предметов длительного пользования в аренду,
  • покупка и продажа ценных бумаг и т.д.

Классификация денежных доходов.

По источнику дохода:

  • основная и дополнительная оплата трудовой деятельности,
  • выплаты социального характера, осуществляемые работодателем,
  • доходы от предпринимательской деятельности,
  • доходы от ценных бумаг,
  • арендная плата за переданное во временное пользование имущество,
  • страховое возмещение,
  • доходы от реализации имущества,
  • пенсии,
  • пособия из государственных внебюджетных фондов,
  • стипендии и другие.

По равномерности поступления:

  • регулярные (заработная плата, пенсии, арендная плата и др.),
  • периодические (доходы по ценным бумагам, авторские гонорары),
  • случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества, выигрыши в лотерею), к случайным доходам могут быть отнесены доходы, полученные с нарушением закона (доходы, полученные в результате ухода от налогов, незаконных финансовых операций);

По надежности поступления:

  • гарантированные (пенсии),
  • условно-гарантированные (оплата труда);
  • негарантированные (доходы по корпоративным ценным бумагам, гонорары).

ХАРАКТЕРИСТАКА некоторых видов источников доходов семьи.

Основные источники доходов большинства домохозяйств – оплата труда в различных формах:

  • начисленная заработную плату по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;
  • доплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и праздничные дни;
  • выплату за работу в особых условиях;
  • премии и единовременные поощрительные выплаты;
  • оплата ежегодных и дополнительных отпусков;
  • плата за выслугу лет;
  • командировочные, подъемные расходы и др.

В целях социальной защиты населения государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ) . В МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие формы поощрительных выплат.

ПЕНСИИ.

Существует четыре вида трудовых пенсий:

по случаю потери кормильца,

Существуют также социальные пенсии для граждан, не имеющих право на получение трудовых пенсий.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ.

Основные виды пособий:

  • пособие по беременности и родам,
  • единовременное пособие при рождении ребенка,
  • ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет,
  • ежемесячное пособие на ребенка.
  • Материнский капитал (начал выдаваться с 2010 г., материнский капитал имеет строго целевое назначение и может быть потрачен на следующие цели – получение образование ребенком, улучшение жилищных условий, формирование накопительной части трудовой пенсии родителя. При этом выплаты осуществляются в безналичной форме, живые деньги не выдаются).
  • пособия по безработице в период временной нетрудоспособности,
  • стипендии в период профессиональной подготовки по направлению органов служб занятости,
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

РАСХОДЫ СЕМЬИ.

Классификация расходов.

По степени регулярности:

  • постоянные (на питание, коммунальные услуги и др.),
  • регулярные (на одежду, транспорт и др.),
  • разовые (на лечение, товары длительного пользования).

По степени необходимости:

  • первоочередные (на питание, одежду, медицину),
  • желательные (на образование, страховые взносы),
  • роскошь.

По целям использования:

  • налоги и другие обязательные платежи,
  • потребительские расходы,
  • накопления и сбережения.

Активы и пассивы.

Активы – это все, чем владеет конкретный человек, семья и что способно приносить ему доход.

Пассивы – это то, что требует от владельца дополнительных расходов, не приносит доход и уменьшает свою первоначальную стоимость со временем.

Фонды в бюджете домохозяйства:

  • индивидуальный фонд — предназначен для отдельных членов хозяйства, удовлетворения индивидуальной потребности в различных благах.
  • совместный фонд — предназначен для текущего приобретения товаров, услуг общего пользования (продуктов питания, электробытовых товаров и т.д.).
  • фонд накопления (резервный), который также может быть индивидуальным или совместным- предназначен для будущих капитальных расходов или для обеспечения непредвиденных трат, для сохранения сложившегося уровня благосостояния семьи.

Личный финансовый план, план семьи.

Личный финансовый план – это долгосрочный прогноз финансовых потоков семьи, с ним вы планируете, сколько денег за определенный период заработаете и как их потратите.

Что нужно учесть при составлении семейного плана?

  • Интересы всех членов семьи
  • Страховая защита
  • Пенсионные накопления
  • Сбережения
  • Инфляция

Как составить личный финансовый план?

  • Поставить чёткие цели (чего вы хотите достичь в ближайшее время, в среднесрочной и долгосрочной перспективе).
  • Цели должны иметь:

-временное ограничение (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные),

-денежную оценку (нужно провести тщательный анализ своих доходов, расходов, активов и пассивов).

-конкретику (место отдыха, количество человек, марка машины, название вуза и т. д.) Цели должны быть реалистичными.

  • Корректировка целей и оптимизация.

-Пересмотр целей, чтобы выделить наиболее важные и приоритетные. -Корректировка целей для изменения сроков достижения и их стоимости. -Оптимизация расходов ( не делайте спонтанных покупок, не берите в долг, откажитесь от вредных привычек, научитесь экономить, не поддавайтесь на различные акции по скидкам в магазинах .

  • Управление личными финансами (распределение денег- на день, месяц, год).
  • Создание резервного фонда

Сбережения

Сбережения – это отложенные средства для использования в будущем.

Формы сбережений:

  • вклады на банковских счетах,
  • вклады в недвижимость, в бизнес, в финансовые активы.

Процесс принятия решения о способах распределения сбережений называют личным инвестированием.

Мотивы сбережения:

  • обеспечение старости,
  • предосторожность,
  • отложенный спрос — это накопление необходимых сумм для покупки дорогостоящих товаров или услуг ;
  • накопление с целью завещания.

Альтернативой сбережениям для удовлетворения спроса на дорогостоящие товары может быть потребительский кредит.

Читать еще:  Странные идеи которые работают

Что влияет на выбор способов сбережений.

  • величина доходов,
  • уровень цен и процентных ставок,
  • возраст членов семьи и др.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Основные источники доходов и структура расходов государства

Расходы государства могут быть разделены по целям:

• расходы на политические цели — обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.); содержание аппарата управления государством;

• расходы на экономические цели — содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;

• расходы на социальные цели — социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

Основные источники доходов государства — это:

• налоги (включая взносы на социальное страхование);

• прибыль государственных предприятий,

• сенъораж (доход от эмиссии денег);

• средства от продажи государственных ценных бумаг’,

• доходы от приватизации и др.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях: профицит, дефицит, сбалансированный бюджет.

Государственный долг — представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.

Внутренний государственный долг — это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.

Внешний государственный долг — это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.

По абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной экономической проблемой он является. Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики является отношение абсолютной величины долга (D) к объему ВВП (Y) (доля долга в ВВП).

23. Налоги, их функции и роль в рыночной экономике. Виды налогов по разным классификациям.

Налог — это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.

Налоги появились с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства.

Налоги выполняют три функции:

1. Фискальная. Являются основным источником доходов госбюджета. Покрывают расходы государства на содержание бюджетных организаций.

2. Регулирующая. Регулируют имущественное и социальное расслоение общества. За счет налогов финансируются социальные программы.

3. Стимулирующая. За счет налоговых льгот можно стимулировать развитие той или иной формы деятельности (малый бизнес, сельское хозяйство, развитие науки и техники и т.п.)

Налоговая система регламентируется законодательными актами государства (НК РФ).

Классификация налогов осуществляется по разным критериям.

I. По объекту исчисления налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги — это налоги на доходы от факторов производства и имущество. К прямым налогам относятся: • личный подоходный налог (НДФЛ); • налог на прибыль; • налог на недвижимость и др.

Косвенные налоги — это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены товара или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход. К косвенным налогам относятся: • налог на добавленную стоимость — НДС; • акциз (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, бензин и др.); • таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров); • налог с продаж (в настоящий момент в России отменен).

II. По способу начисления налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные налоги предполагают, что налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода Прогрессивные налоги — это налоги, налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Регрессивные налоги — это налоги, налоговая ставка которых уменьшается по мере роста дохода и увеличивается по мере сокращения величины дохода.

III. По источнику поступления в бюджет налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги (НДС, НДФЛ, акцизы, таможенная пошлина и др.)

Региональные налоги (Налог на имущество ЮЛ, областные платежи за пользование природными ресурсами, лесной налог и др.)

Местные налоги (Налог на имущество ФЛ, земельный налог и др.)

24. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства, ее виды и инструменты.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис.а), направлена на увеличение деловой активности (стимулирование AD) и используется как средство борьбы с безработицей. Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

• увеличение государственных закупок;

Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), направлена на снижение деловой активности (сдерживание AD) в целях борьбы с инфляцией. Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

• сокращение государственных закупок;

25. Структура банковской системы. Функции центрального банка.

Современная банковская система двухуровневая. Первый уровень – это центральный банк. Второй уровень – это система коммерческих банков.

Центральный банк – это главный банк страны. В США он называется ФРС (Федеральная Резервная Система – Federal Reserve System), в Великобритании – это Банк Англии (Bank of England), в Европе — Европейский центральный банк, в России – Центральный банк России (ЦБ РФ).

Функции ЦБ:

Монопольное право эмиссии наличныхденег. Деньги центрального банка состоят из наличных денег (банкноты и монеты) и безналичных денег (счета коммерческих банков в центральном банке);

Косвенное воздействие на размер безналичной денежной массы:

— Изменение ставки рефинансирования (учетная ставка ЦБ России) – это процент, под который ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Ставка рефинансирования является ориентиром для всех других процентных ставок в банковской системе. Так, коммерческие банки устанавливают проценты по вкладам ниже ставки рефинансирования, а проценты по кредитам – выше.

— Изменение нормы обязательных резервов – норматив, устанавливаемый ЦБ для коммерческих банков, показывающий какой процент привлеченных денежных средств коммерческие банки обязаны резервировать на специальном счете в ЦБ.

Операции на открытом рынке – ЦБ продает и покупает обратно государственные ценные бумаги.

Операции на валютном рынке – ЦБ выступает покупателем и продавцом на международных валютных рынках

Создание, хранение и изменение золотовалютных резервов государства. ЦБ контролирует состояние платежного баланса.

Обслуживание счетов правительства и кредитование правительства.

ЦБ является межбанковским расчетным центром через сеть РКЦ.

Контроль за деятельностью коммерческих банков.

Дата добавления: 2014-11-16 ; Просмотров: 3103 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Виды доходов

Разбираемся, какие виды доходов существуют, чем они отличаются и что влияет на уровень доходов

Содержание

В понятии дохода нет ничего сложного. Каждый сможет ответить на вопрос «что значит доход?». Но нам нужно определить, какие виды доходов существуют, потому что это важное понятие не только для любого предпринимателя, но и для каждого человека.

Читать еще:  Источники и составляющие доходов

Доходом могут считать как деньги, так и материальные ценности.

Получать доход может физлицо, юрлицо и государство.

Говорить сложными и сухими экономическими понятиями мы не будем, поэтому постараемся перевести всё на язык простых смертных.

В экономике доходом будет считаться то, что остаётся после деятельности лица, которая заключается в определённом труде и затратах на его осуществление.

Также можно сказать, что доход – это те средства, которые лицо может потратить и это никак не отразится на его экономическом состоянии.

С точки зрения бухгалтерской науки, доходом будет рост прибыли после определённых действий с активами. Опять же за конкретное время.

Источники дохода

  • Трудовой. Его также называют заработанным доходом. Здесь всё просто – это «награда» за конкретную выполненную работу.
  • Незаработанный. Доход, который принесут природные ресурсы или рента.

Виды дохода

Основное, что нужно понять, спрашивая о вариантах дохода – критерии оценки могут быть разными, а соответственно и классификация будет не одна.

Виды по тем, кто доход получает:

  • Государственные. Такие доходы идут в бюджет страны. Источники – все возможные.
  • Доходы компании. Поступления могут быть как в виде финансов, так и в виде имущественных доходов.
  • Доходы от торговой деятельности. Здесь объяснять не нужно. Средства от продажи чего-либо. Получает продавец.
  • Доходы населения. Те, что получают граждане в финансовом эквиваленте. Это может быть и заработная плата, стипендиальные выплаты, пособия и так далее.

Факторный доход

Такой вид дохода получается при использовании факторов или ресурсов производства.

Но возникает вопрос, что имеется под факторами производства. Основной – это труд. С помощью труда можно получить доход по зарплате. Поправка – если вы предприниматель, то доход от бизнеса не будет являться вашей з/п, а соответственно, он не будет относиться к факторному доходу. Тоже самое касается рента и проценты по депозиту. А вот смешанный доход от сельхоз деятельности будет попадать в эту классификацию.

Номинальный доход

Этим термином называется сумма финансовых средств человека в конкретном периоде времени, которая будет использована для покупки чего-либо по цене, характерной для этого периода. Обычно используется, чтобы описать доход без учёта таких факторов как налоги и изменения в ценах.

Реальный доход

Описывается он конкретным набором благ, которые может позволить купить себе человек исходя из номинального дохода. Описывает покупательскую способность в ценах на конкретный период времени. Ну и соответственно, реальный доход описывает номинальный доход, но при этом учитываются все изменения в тарифах, налогах, ценовой политике.

Другие виды дохода

Линейный доход

Характерен для традиционного вида бизнеса, то есть торговли, сферы услуг и остального. Подразумевает, периодичность. То есть, если человек работает в компании месяц, он получает з/п единожды, если год – двенадцать раз. Если человек работает на заводе со сдельным видом оплаты труда, то за одну делать он получает одну сумму, за сто деталей – такую же сумму, умноженную на сто.

Валовый доход

Это общий доход от операций реализации товара, процентов, дивидендов и других возможных источников. Обычно применяется к государству в общем.

Личный доход

Деньги, которые поступают в распоряжение конкретного лица. К личному можно отнести помимо собственно заработной платы, любые дивиденды, проценты и так далее. Личный доход позиционируется как важная составляющая при оценке доходов семьи в целом. Этот показатель применяется для формирования поведения фирм на рынке.

Совокупный доход

Эта общая прибыль от всех возможных источников за определённый отрезок времени. При его вычислении не используется градация источников.

Внереализационный доход

Это доход в процессе

  • Реализации продукта
  • Участия в долевом деле
  • Инвестирования
  • Операций с валютой
  • Штрафов
  • Аренды
  • Патентных операций
  • Кредитования
  • Использования бесплатных услуг
  • При переоценке имущества …

Пассивный доход

Поступает даже в тех ситуациях, когда для этого не прилагаются никакие усилия со стороны получателя. Например, это может быть прибыль с активов.

Активный доход

В противовес пассивному приобретается путём определённых действий за конкретное время. Это и заработная плата человека, и доходная часть от рабочего процесса по найму, и «шабашка». Обычно бывает за конкретное действие. Одним из плюсов считается возможность получить быстрый доход за конкретную деятельность.

Немного о расчётах

Чистый доход вычисляется с помощью вычитания из полученных денег статью затрат, послуживших для производства и реализации конкретного продукта.

Чистый дисконтировнный доход. Берётся вся сумма расходов и вычитается из всей суммы приходов на конкретный момент времени.

Операционный доход. Это валовая прибыль за вычетом операционных расходов.

Пример:

Предприниматель купил товара на 400 тысяч рублей. А потратил на ЖКХ, аренду помещений, уплату налогов и зарплатный фонд 200 тысяч рублей. При этом товар удалось продать на сумму 800 тысяч рублей.

Вычисляем чистый доход: 800 тыс. – 400 тыс. – 200 тыс. = 200 тыс.

Значит, прибыль предпринимателя составит 200 тысяч рублей.

Государственный бюджет. Основные источники доходов и структура расходов государства. Дефицит государственного бюджета

Как уже было отмечено, государство осуществляет свои функции в рыночной экономике путем проведения социальной, кредитно-денежной, бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политики. Для выполнения своих функций государство вынуждено осуществлять расходы и, соответственно, обеспечивать поступление доходов, что находит отражение в государственном бюджете.

Государственный бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами.

Бюджетная система Российской Федерации (РФ) состоит из трех уровней:

1) первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) третий уровень — местные бюджеты.

Консолидированный бюджет РФ составляют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ (муниципальных образований, находящихся на ее территории). Консолидация бюджетов подразумевает их объединение по отдельным статьям с исключением взаимных операций (дотаций, субвенций, взаимных расчетов и т. д.) и не предполагает простого арифметического сложения.

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти.

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Источники финансирования бюджетов подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние источники — кредиты, полученные от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования; платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным кредитам, по государственным и муниципальным ценным бумагам; бюджетные ссуды и кредиты; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов.

Внешние источники — государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией и ее субъектами.

Читать еще:  Идеи на чем можно заработать деньги

Основные источники дохода государства — налоговые поступления и неналоговые платежи, а также доходы государства от выпуска и размещения государственных ценных бумаг и доходы от приватизации государственной собственности. Расходная часть госбюджета показывает направления использования государственных средств на: содержание государственного аппарата, международную деятельность, оборону, правоохранительную деятельность, социальные нужды, финансирование народного хозяйства и государственные закупки. Расходы государства направлены на стимулирование НТП, обеспечение сохранности окружающей среды, перераспределение доходов в обществе, финансирование выпуска общественных товаров.

В случае превышения расходной части государственного бюджета над его доходной частью образуется дефицит госбюджета, который является одним из факторов инфляционного процесса и показателем кризисного состояния государственных финансов. Если доходная часть бюджета превышает его расходную часть, возникает профицит бюджета. Так, доходы федерального бюджета в России за январь-август 2004 г. составили 2114,9 млрд руб. (20,2 % от ВВП). За аналогичный период 2003 г. — 1678,0 млрд руб. (20,2 % от ВВП).

Основными статьями доходов федерального бюджета явились:

— единый социальный налог (ECH) — 285,5 млрд руб. (2,7 % от ВВП) за январь-август 2004 г., 231,9 млрд руб. (2,8 % от ВВП) за соответствующий период 2003 г.;

— налог на добавленную стоимость — 669,0 млрд руб. (6,4 % от ВВП) за январь-август 2004 г., 571,5 млрд руб. (6,9 % от ВВП) за соответствующий период 2003 г.;

-налог на прибыль — 130,1 млрд руб. (1,2 % от ВВП) за январь-август 2004 г., 110,8 млрд руб. (1,3 % от ВВП) за соответствующий период 2003 г.;

— акцизы — 85,5 млрд руб. (0,8 % от ВВП) за январь-август 2004 г., 175,4 млрд руб. (2,1 % от ВВП) за соответствующий период 2003 г.;

-таможенные сборы и пошлины — 512,5 млрд руб. (4,9 % от ВВП) за январь-август 2004 г., 284,0 млрд руб. (3,4 % от ВВП) за соответствующий период 2003 г.;

— неналоговые поступления — 145,2 млрд руб. (1,4 % от ВВП) за январь-август 2004 г., 124,2 млрд руб. (1,5 % от ВВП) за соответствующий период 2003 г.

В целом доходы федерального бюджета России за 2004 г. составили 3 426,3 млрд руб. против 2 586,2 млрд руб. за 2003 г. Прирост доходов в реальном выражении по федеральному бюджету составил 18,6 %. Налоговые доходы федерального бюджета с учетом ECH составили 3 154,3 млрд руб. (рост на 31,8 % в номинальном и 18 % в реальном выражении). Если говорить о структуре налоговых доходов, то, согласно расчетам Русского Экономического Общества, она выглядит следующим образом: НДС составил 35 %, таможенные пошлины — 27 %, ECH — 14 %, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 13 %, налог на прибыль — 7 %, акцизы — 3 %, прочие — 1 %. Очевидно, что наибольшее значение для федерального бюджета имеют НДС и таможенные пошлины, а также НДПИ, что связано прежде всего с благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктурой.

Расходы федерального бюджета России за январь-август 2004 г. составили 1 630,7 млрд руб. (15,6 % от ВВП). За аналогичный период 2003 г. — 1 454,2 млрд руб. (17,5 % от ВВП).

Основными статьями расходов федерального бюджета явились:

— перечисление ECH в Пенсионный фонд — 288,2 млрд руб. (2,8 % от ВВП) — за январь-август 2004 г., 239,4 млрд руб. (2,9 % от ВВП) — за соответствующий период 2003 г.;

-обслуживание государственного долга (процентные платежи) — 156,0 млрд руб. (1,5 % от ВВП) — за январь-август 2004 г., 168,9 млрд руб. (2,0% от ВВП) — за соответствующий период 2003 г.;

— на национальную оборону — 258,6 млрд руб. (2,5 % от ВВП) — за январь-август 2004 г., 215,8 млрд руб. (2,6 % от ВВП) — за соответствующий период 2003 г.;

— на социальную сферу — 210,1 млрд руб. (2,0 % от ВВП) — за январь-август 2004 г., 182,4 млрд руб. (2,2 % от ВВП) — за соответствующий период 2003 г.;

— финансовая помощь бюджетам других уровней

573.5 млрд руб. (5,5 % от ВВП) — за январь-август 2004 г.,

512.6 млрд руб. (6,2% от ВВП) — за соответствующий период 2003 г.

В целом за 2004 г. фактически исполненные расходы федерального бюджета с учетом финансовой помощи составили 2 695,6 млрд руб. (рост на 14,3 % в номинальном и на 2,3 % в реальном выражении относительно 2003 г.). Наиболее крупной статьей федеральных расходов является объем финансовой помощи регионам (33 % всех расходов). Другие наиболее крупные направления расходования федеральных средств — национальная оборона (15 %) и правоохранительная деятельность (12 %). На 1 % повысились расходы на образование и составили 5 % всех расходов, и на 1 % понизился удельный вес расходов на обслуживание государственного долга правительства РФ (8 % всех расходов). Расходы на социальную политику составили 6 %, промышленность, энергетику и строительство — 3 %, государственное и местное управление — 3 %, здравоохранение — 1 %, прочее— 14 %. Исследователи Русского Экономического Общества отмечают, что расходы федерального бюджета должны в большей степени ориентироваться на процессы реформирования реального сектора экономики и социального обеспечения.

Профицит федерального бюджета (превышение доходов над расходами) в России в 2004 г. составил 786,4 млрд руб., что на 44,5 % выше планового показателя. Согласно принятому законопроекту о федеральном бюджете на 2005 г., доходы бюджета составят 3 326,04 млрд руб., расходы — 3 047,93 млрд руб., профицит — 278,11 млрд руб. Проект бюджета-2005 исходит из консервативного прогноза среднегодовой цены российской нефти в 2005 г. на уровне 28 долл, за баррель, роста ВВП страны на 6,3 %, инфляции — на уровне 7,5-8,5 %.

Необходимо отметить, что профицит бюджета — явление достаточно новое для России, хотя и сохраняется на протяжении четырех последних лет (с 2001 г.). Среди ученых-экономистов идут серьезные дискуссии о целесообразности поддержания бюджетного профицита при нерешенности многих социальных проблем. Однако долгое время существенной проблемой для российской экономики был дефицит бюджета, что является одним из факторов развития инфляционного процесса. В 1999 г. дефицит госбюджета России составил 2,1 % от ВВП. В 2000 г. отмечалось некоторое снижение этого показателя до 0,8 % за год, а в некоторые месяцы даже наблюдался профицит госбюджета России.

Остановимся более подробно на причинах возникновения, способах финансирования и последствиях дефицита государственного бюджета.

Причины возникновения дефицита государственного бюджета следующие:

1) превышение обязательств государства перед обществом над его возможностями, например, когда у государства недостаточно средств для проведения сильной социальной политики в условиях кризиса;

2) государство выполняет несвойственные ему функции, например выплачивает значительные субсидии убыточным предприятиям.

Важным является показатель отношения дефицита государственного бюджета к ВВП. Если этот показатель составляет от 1-3 % до 5 %, то считается, что госбюджет в норме, превышение этого показателя 10 %-го рубежа неизбежно приводит к гиперинфляции.

На состояние госбюджета и размер его дефицита влияют три фактора:

1) долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;

2) стадия экономического цикла в стране;

3) текущая политика государства.

Основные способы финансирования дефицита госбюджета: кредитно-денежная эмиссия, выпуск займов и увеличение налоговых поступлений. Очевидно, что устойчивый дефицит государственного бюджета приводит к недофинансированию таких важнейших сфер, как образование и здравоохранение, к сокращению социальных выплат, увеличению размера государственного долга и другим негативным для экономики страны последствиям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector