Prostor46.ru

Просто про деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бизнес для моногородов

Моногород: налоговые льготы и кредиты на развитие бизнеса

Программа поддержки узкопрофильных муниципальных образований с тяжелыми социально-экономическими условиями была принята в 2014 году. Такое поселение получило название моногород, льготы и особые преференции в плане поддержки коммерческих проектов. Государственная помощь им оказывается по трем направлениям:

  1. софинансирование расходов региона и муниципалитета на строительство (реконструкцию) объектов инфраструктуры;
  2. субсидирование и поддержка новых проектов, инвестирование в развитие;
  3. налоговые льготы в моногороде для организаций на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

По сути, моногород — это городское поселение, где проживает не меньше 3 тысяч человек, из которых 20% и более заняты деятельностью, связанной с одним, фактически градообразующим предприятием. Если собственник сокращает производство, или закрывает его, то жители остаются без работы со всеми вытекающими последствиями.

Список монопрофильных городов был утвержден Распоряжением Правительства №1398-р от 29.07.2014 года. В него включено 313 городских поселений. Цель программы — преодолеть зависимость от одного предприятия, создать условия для привлечения инвестиций, создать новые рабочие места.

Финансовая поддержка диверсификации экономики

Источник финансирования проектов по развитию — федеральный бюджет. До 2020 года предполагается потратить на эти цели 30 млрд. рублей, из них около 8 млрд. уже вложены по итогам 2015 года. Деньги поступают через специально созданный «Фонд развития моногородов» (ФРМ) двумя путями.

  1. Администрация региона направляет заявку на софинансирование в Рабочую группу при Правительстве. Если она одобрена, документы поступают в «Фонд». При принятии положительного решения, подписывается соглашение о выделении средств в размере до 95% стоимости работ. На ноябрь 2016 года подписаны соглашения с 34 субъектами федерации в отношении 64 городов. Их перечень опубликован на сайте ФРМ (http://xn--80afd4affbbat.xn--p1ai/).
  2. Инициатор нового инвестиционного проекта (предприниматель, организация) направляет его непосредственно в «Фонд». Он оценивается с привлечением независимых экспертов в течение 60 дней (рис. 1).
  1. Предоставление заемных средств. Деньги предоставляются траншами (частями) в соответствии с Соглашением. Размер годовой ставки составляет 5%, может быть предоставлена отсрочка платежей до 3 лет.
  2. Вложение средств в уставной капитал компании, в том числе приобретение долей. Действуют условия: заемщик должен вложить не меньше 15% своих средств, ФРМ предоставляет до 40%, остальное — вложения других предпринимателей, организаций, включая органы власти.

Инвестор берет на себя обязательство выкупить долю «Фонда», или полностью погасить заем, не позднее, чем через 8 лет. Запрашиваемая сумма должна быть не меньше 100 млн., и не больше 1 млрд. рублей. Обязательным является обеспечение проекта: залог недвижимости, или оборудования; безотзывная банковская гарантия, поручительство органов власти субъекта федерации, других физических или юридических лиц.

Рисунок 1. Порядок подачи заявки на софинансирование инвестпроекта в ФРМ.

Если территория реализации инвестиционного проекта — моногород, налоговые льготы предоставляются в таком порядке (ст. 284 НК РФ).

  1. применяется ставка налога на прибыль в ФБ 0% в течение 10 лет на всю базу, если доходы от реализации спецпроекта не меньше 90%;
  2. доля налога, перечисляемая в региональный бюджет, устанавливается местным законом, и не может быть больше 10% в первые 5 лет, затем не меньше этой величины.

Сроки предоставления и размеры льготы по налогу для конкретных участников устанавливаются по решению субъекта федерации.

Налоговые льготы для резидентов ТОСЭР в моногородах

Статус территории опережающего экономического развития присваивается города (его части) по решению Правительства (подписывает Медведев) на основании обоснованной заявки субъекта федерации. Налоговые льготы и преференции на территории моногородов области представляются компаниям, включенным в реестр Минэкономразвития по заявке Администрации региона. Он публикуется на официальном сайте ведомства (рис. 2). На 27 февраля в списке 2017 года в списке числится 19 организаций. Статус устанавливается на 10, и может быть продлен еще на 5 лет.

Резидент ТОСЭР на территории моногорода освобождается от уплаты многих налогов, или платит их в сниженном размере. Порядок применения льгот разъяснен в письме Минфина № ГД-4-3/6993, 23.04.2015.

  1. Налог на прибыль: ставка в части поступлений в федеральный бюджет — 0%, в региональный: первые 5 лет — не больше 5%, следующие — не меньше 10% (местные власти могут менять условия).
  2. Для тех, кто стал резидентом в первые 3 года после образования ТОСЭР снижается тариф страховых взносов с 34% до 7,6%.
  3. Организация полностью освобождается от уплаты налогов на имущество и на землю.
  4. Для добычных предприятий, налог на добычу полезных ископаемых применяется с понижающим коэффициентом от 0,2 до 0,8 в течение 10 лет.

В течение 10 дней после включения в реестр, Минэкономразвития подает сведения об организации в территориальный орган ФНС. При этом должны соблюдаться следующие условия:

  1. ведется раздельный учет деятельности, ведущейся на территории ТОСЭР, и вне нее;
  2. если доход от деятельности, связанной с реализацией специального проекта, составляет не меньше 90%;
  3. при уплате налога на прибыль в региональный бюджет льгота предоставляется только для доходов, полученных от реализации проекта ТОСЭР.

Освобождению от налога на прибыль в федеральный бюджет подлежит вся налоговая база, но если доход от деятельности меньше уставленной величины — налог уплачивается полностью на общих основаниях.

Рисунок 2. Реестр предприятий в моногородах, получивших статус ТОСЭР.

Требования к организациям, претендующим на льготы

Чтобы стать участником регионального инвестиционного проекта, резидентом ТОСЭР, компания должна соответствовать следующим требованиям (ст. 34 №473-ФЗ, 29.12.2014):

  1. заключить соглашение с муниципалитетом или администрацией области (края);
  2. зарегистрироваться и вести деятельность на территории соответствующего образования;
  3. исключаются государственные, кредитные, финансовые, страховые компании;
  4. юридическое лицо не относится к градообразующим предприятиям (его «дочкам»);
  5. организация реализует на особой территории проект, отвечающий установленным требованиям.

Требования к инвестпроекту (Пост. Прав. №614, 22.06.2015):

  1. не меньше 20 новых созданных рабочих мест в течение 1-го года, а если это действующая организация — не меньше среднесписочной численности за последние 3 года;
  2. объем капитальных вложений от 5 млн. рублей в первый год после включения в реестр:
  3. привлечение иностранных работников в количестве не больше 25 % от общей численности;
  4. не более 50% выручки, полученной от реализации договоров (продажи продукции) с г/образующим предприятием;
  5. нельзя производить подакцизные товары (за исключением автомобилей), заниматься добычей нефти и газа, оптовой и розничной торговлей, лесозаготовками, деятельностью по основному профилю моногорода.
Читать еще:  Бизнес идеи китай

Виды деятельности резидентов ТОСЭР из реестра:

Набережные Челны — производство пищевых продуктов, бытовых электроприборов, стального проката, спортивных товаров, пластмассовых изделий.

Город Гуково Ростовской области — производство минеральной продукции, верхней одежды.

Тольятти — производство аккумуляторов, батарей, машин и оборудования.

Таким образом, если компания намерена выполнять работы по развитию инфраструктуры моногорода, такое право оно может получить только через Администрацию путем заключения соглашения, и подачи заявки на участие в государственных торгах. Чтобы открыть предприятие в зоне опережающего развития, ИП или юридическое лицо, подают заявку в Региональную УК на заключение соглашения. После его заключения сведения поступают в Минэкономразвития для включения участника в реестр.

Перечень документов и требования установлены ст. 13 закона №474. Инвестор ТОСЭР не может одновременно быть исполнителем регионального проекта, участником свободной экономической зоны и ТОСЭР в моногороде, льготы предоставляются однократно.

Диверсификация экономики моно-городов в малый бизнес

Местные власти не против, бизнесмены, похоже, тоже не возражают. Осталось лишь создать в моногородах такие условия, чтобы предприниматели смогли проявить прогрессивный подход. Деньги на «переформатирование» моногородов правительство уже выделяет, набор экономических инструментов подбирается для каждой территории индивидуально. Обо всем этом рассказал директор департамента развития малого и среднего предпринимательства министерства экономического развития РФ Андрей Шаров во время визита по моногородам Нижегородской области. Подобную точку зрения на дальнейшую судьбу монотерриторий неоднократно высказывали и региональные разработчики программ диверсификации моногородов, вошедших в заветный список претендентов на господдержку.

Еще в конце весны, когда местные программы развития моногородов проходили утверждение на федеральном уровне, нижегородский губернатор Валерий Шанцев в беседе с корреспондентом «Росбалта» заметил, что какими бы разными не были моногорода, их реформирование осуществляется по одному принципу. «Самое главное – диверсификация экономики, уход от понятия «моно». Надо создать новые предприятия, новые рабочие места, не связанные с профилем деятельности, которое существует на основном градообразующем предприятии», — считает Шанцев. По его словам, государство «просто так на частные фирмы деньги тратить не будет», поскольку «дело власти создавать условия для развития бизнеса».

По мнению Шанцева, и на градообразующем предприятии следует провести преобразования с целью повышения эффективности производства и создания дополнительных рабочих мест – если, конечно, «эта продукция конкурентоспособна». В противном случае, как утверждает губернатор, «лучше не вкладывать средства в производство неликвидного товара».

Так или иначе, помогать федеральными деньгами решено лишь наиболее перспективным для инвестирования госсредств моногородам. Напомним, что основной критерий, отличающий моногород от обычного – 25% жителей работают на одном предприятии, которое обеспечивает около 50% объемов промпроизводства населенного пункта. В России, по разным оценкам, насчитывается 335-460 таких городов. В них проживают около четверти всего городского населения страны, до кризиса они создавали до 40% суммарного валового регионального продукта. Монопрофильные населенные пункты «разбросаны» по всей России.

С одной стороны, как отмечают эксперты, узкая специализация моногородов является их огромным плюсом для реализации масштабных инновационных научно-промышленных проектов. Справедливости ради надо заметить, что для отечественной экономики такие города-«концентраты» на протяжении многих лет были флагманом экономики. С другой стороны, главный козырь сразу же обернулся большим минусом в условиях кризиса именно по причине сильной зависимости территории от одного основного производства. Любые проблемы в деятельности «главного» предприятия негативно влияют на жизнь всего моногорода — на доходы местного бюджета, ситуацию на рынке труда. Если бы речь шла об одном или о нескольких таких населенных пунктах страны — дело поправимо, а что делать, когда их сотни. Финансовый кризис превратил монотерритории в серьезную российскую социально-экономическую проблему, а население сделал заложниками ситуации.

Для такого «тяжкого наследия» плановой эпохи созданы или пока еще разрабатываются различные «программы спасения» российского и регионального уровня. И лишь 27 моногородов России вошли в федеральную программу господдержки, в том числе два из тринадцати нижегородских – Заволжье и Павлово. Как рассказали в нижегородском кабмине, «основная цель планов по модернизации моногородов – снижение зависимости от градообразующих предприятий за счет развития других видов деятельности, модернизация действующих производств с целью повышения их конкурентоспособности и, в конечном итоге, повышение уровня и качества жизни населения».

По утверждению нижегородских экспертов, экономическое и социальное благополучие этих городов в настоящее время зависит от ситуации в машиностроении. Кризис отрасли, произошедший в прошлом году, привел к росту безработицы, сокращению уровня жизни, снижению доходов бюджета. Ожидается, что модернизация моногородов позволит в будущем избежать повторения подобной ситуации.

Объем средств на перевод монотерриторий в «стереоформат» федеральное правительство определило. Цена «моновопроса» в российском масштабе составляет 27 млрд рублей — только на один, 2010 год. «Это значительные средства, но условием предоставления помощи является разработка обоснованной программы развития», — пояснил председатель Законодательного собрания Нижегородской области Виктор Лунин. Он уточнил, что один из главных критериев, по которым оцениваются программы развития монотерриторий, – количество новых рабочих на один рубль бюджетных денег. Средства на моногорода будут выделены следующим образом: 10 млрд рублей — бюджетные средства от Минфина РФ и столько же — в виде субсидий Минрегиона, 5 млрд — из Фонда содействия реформированию ЖКХ и 2 млрд рублей — по линии Минэкономики на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Читать еще:  Бизнес для домохозяек

Первыми моногородами, планы развития которых получили одобрение на федеральном уровне, стали Тольятти, Нижний Тагил и Сокол. Впрочем, теперь большинство моногородов страны обрели свои «генпланы». Сейчас эти «стереопрограммы», согласно утвержденному правительством страны списку, рассматриваются, корректируются и одна за другой получают одобрение в Кремле. Кремлевские экономисты отправляются в провинции, чтобы на месте изучить ситуацию, провести переговоры с представителями региональных и городских администраций, встретиться с местным бизнес-активом.

Директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Андрей Шаров во время нижегородской командировки провел переговоры с вице-губернатором Владимиром Ивановым, посетил Заволжье и Павлово, и, похоже, остался доволен увиденным. По данным Шарова, динамика развития малого бизнеса в Нижегородской области на треть выше среднероссийских показателей. Теперь, по словам представителя МЭР, необходимо «сделать так, чтобы малый бизнес в моногородах развивался так же стремительно, как в Нижнем Новгороде». Шаров пообещал, что Павлово и Заволжье получат средства для поддержки малого бизнеса.

До 2020 года Павлово и Заволжье могут рассчитывать на получение 2,5 млрд рублей из федерального бюджета: на развитие павловской экономики в 2010 году планируется направить 459,3 млн рублей, Заволжье может рассчитывать на 156,8 млн.

В Павлово диверсификация будет основана на развитии производства пищевых продуктов благодаря реализации ряда инвестиционных проектов. Региональные и местные власти делают ставку, в частности, на реконструкцию инфраструктуры и расширение производства мяса кур бройлеров на базе местной птицефабрики. Предполагается также расширить производства комбикормов на одной из агрофирм и построить ферму по выращиванию индюков. Кроме того, в Павлово появится новый для города вид деятельности – выпуск стройматериалов, одновременно будет модернизировано существующее с незапамятных времен автобусное производство.

В Заволжье диверсификация предполагает создание индустриального парка на базе градообразующего Заволжского моторного завода. На территории парка планируется разместить современное производство комплектующих из металла для нужд машиностроения и народного потребления, наладить производство резинотехнических изделий. Другими крупными проектами являются запуск производства стеклянной упаковки для фармации, расширение мебельного производства и выпуска теплоизоляционных плит. Кроме того, в городе решено организовать принципиально новый вид бизнеса — производство картофельных продуктов. Шаров отметил, что для развития малого предпринимательства в Заволжье из федерального бюджета в 2010 году будет выделено 53 млн рублей. Эти средства пойдут на строительство первой очереди бизнес-инкубатора, на гранты для предприятий, на обучение 280 человек предпринимательской деятельности.

Помимо всего прочего, российским монотерриториям потребуются единые административные центры по обслуживанию бизнеса. Как заявил Шаров на встрече с местными предпринимателями, в таком центре представители малого и среднего бизнеса смогут получать от чиновников все необходимые для своих проектов согласования и разрешения, что позволит снизить бюрократические барьеры. «Очень важно на первом этапе завоевать доверие бизнеса», — подчеркнул чиновник. Он добавил, что в России сегодня уже работают такие центры, и в качестве положительного примера привел город Шахты Ростовской области. «Без таких центров бизнес не поедет в моногорода», — уверен представитель МЭР. По его мнению, «в моногородах нужно создавать исключительные условия для развития предпринимательства».

Кроме того, в Нижегородской области в 2011 году планируется создать фонд прямых инвестиций и поддержки малого бизнеса. Средства фонда будут вкладываться в растущий бизнес. А после того, как предприятие достигнет определенной «зрелости», деньги вернутся в фонд. По мнению Шарова, в моногородах необходимо также создать условия для бесплатного обучения граждан предпринимательству — и государство намерено тратить деньги на такой «ликбез».

Впрочем, проекты в моногородах будут реализовываться не только за счет федеральных средств, но и за счет собственных и привлеченных ресурсов регионов. Нижегородский кабмин, в частности, намерен предоставлять льготы перспективным проектам в моногородах в рамках областного бюджета – снизить налог на прибыль, субсидировать процентную ставку по привлеченным кредитам. Одновременно правительство Нижегородской области разрабатывает планы спасения экономики остальных одиннадцати региональных моногородов, не попавших в федеральных список. А для этого, похоже, локальных «монопрограмм» недостаточно — придется модернизировать экономику всего региона, изобретать интересные инфраструктурные решения и нетривиальные ходы для привлечения частных инвесторов.

Социальный бизнес для моногородов

Как большие корпорации поддерживают социальное предпринимательство

Фото: ОМК

2020 год и все следующее десятилетие станут эпохой расцвета устойчивого бизнеса. Такой прогноз дает автор журнала Forbes Джонкуил Хакенберг, основываясь на тенденциях последних лет.

«Что поменяло правила игры в 2010-е годы? Безусловно, технологии. Но cо следующего года главным фокусом для бизнес-лидеров по всему миру станет устойчивость. Это не просто переработка отходов или справедливая торговля, при всей их важности. Устойчивость затрагивает каждый компонент работы компании, от цепочки поставок до поиска кадров и организации рабочего пространства», — пишет Хакенберг.

Поддерживая энтузиастов

Социальное предпринимательство входит в категорию «устойчивый бизнес». Оно призвано улучшать жизнь людей, не забывая при этом о финансовой эффективности собственной деятельности. За последнее десятилетие российское социальное предпринимательство превратилось в заметное явление. А в июле 2019 года в стране даже вышел закон, выделивший его в отдельную категорию малого и среднего бизнеса. Документ определил критерии социального предпринимательства, специальные виды и формы их поддержки. Социальным бизнес становится, если организация трудоустраивает инвалидов, многодетных родителей, пенсионеров и лиц предпенсионного возраста. Доля таких сотрудников должна составлять не менее 50 %, а доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %.

Социальному бизнесу, нередко представленному энтузиастами-одиночками без опыта в бизнесе, предстоит выполнять свою миссию в мире, где 70 % новых компаний не доживают на рынке до десятилетнего возраста. Предприниматель может быть высококлассным специалистом в своей области, но не иметь необходимых юридических, экономических или сугубо прикладных знаний (например, как оформить заявку для венчурного фонда), или быть психологически не готовым к жесткой конкурентной среде или засилью рутины в деятельности предприятия, чрезмерности регламентирующих норм, борьбе с разрешительно-запретительной деятельностью чиновников разных уровней.

Читать еще:  Ютуб бизнес идеи с нуля

Главным источником финансовой и нефинансовой поддержки такого бизнеса считается государство. Однако и крупные компании все чаще берут под крыло социальных предпринимателей в рамках программ КСО (корпоративной социальной ответственности), создавая долгосрочные проекты для их поддержки в моногородах России. Их мотивация такова: доступность социальных услуг, возможность трудоустройства уязвимых групп населения (людям с инвалидностью, многодетным матерям, женщинам, находящимся в декрете, предпенсионного возраста, молодежи) и открытие новых мест рабочих мест обеспечивает компаниям стабильный приток специалистов. И бизнесу, и людям лучше жить и развиваться на территории, где принято заботиться друг о друге, и подобные проекты — своего рода инвестиция на грядущие десятилетия.

Так, например, социальное предпринимательство развивают в регионах крупнейшие металлургические компании страны — «Норникель», «Северсталь» и Объединенная металлургическая компания (ОМК), в социальную политику которых включено содействие экономическому и культурному развитию территорий присутствия.

Развивая моногорода

Большинство территорий, где расположены предприятия ОМК, – моногорода, в которых отсутствие выбора при трудоустройстве приводило к массовому оттоку молодежи. По словам руководителя направления по корпоративной социальной ответственности компании Ольги Мироновой, социальные предприниматели стали партнерами ОМК в развитии моногородов. Для них в 2016 году была создана программа « Начни свое дело » .

«В 2015 году на Чусовском металлургическом заводе были закрыты устаревшие производства, высвободился персонал. после консультаций с местной администрацией и региональными структурами, наряду с программой переобучения и трудоустройства, было принято решение запустить специальную программу по развитию социального предпринимательства „Начни свое дело“. Она стала одной из комплексных антикризисных мер», — рассказала Ольга Миронова.

В 2016 году обучение социальных предпринимателей запустили в моногороде Чусовом (Пермский край), в 2017 году — в Благовещенске (Башкортостан), в 2018-м — в Выксе (Нижегородская область). Перед запуском программы ОМК проводит встречи и консультации с администрациями городов присутствия, профильными министерствами и ведомствами, потенциальными партнерами на местах — центрами социальных инноваций, бизнес-инкубаторами моногородов. Именно партнерство с властью и основными региональными игроками в сфере малого и среднего предпринимательства, выстраивание межсекторного взаимодействия, которое в регионах страдает, позволили сформировать устойчивую благотворительную программу, создающую рабочие места и повышающую самозанятость в небольших городах.

Программа состоит из трех этапов: обучение начинающих предпринимателей, конкурс на получение гранта для развития бизнеса и акселерационная программа. В 2019 году 36 чусовлян три месяца учились в Школе социального предпринимательства и к концу обучения создали свои бизнес-проекты. 16 лучших проектов, отобранные экспертным советом, получили на реализацию гранты до 150 тыс. рублей. Сферы деятельности конкурсантов — уход за детьми, пожилыми и людьми с инвалидностью, экологический туризм, дополнительное образование для детей и взрослых.

Благодаря программе «Начни свое дело» в Чусовом появились новые места для досуга: антикафе, велоклуб, детский клуб «Монтессори», «Свободная песочница» — пространство для отдыха и досуга молодых мам и детей, тренажерный зал для пожилых людей села Сёла, «умные тренажеры» для пожилых людей.

В рамках проекта «Запусти пластик в оборот» создана система сбора и вторичной переработки полимеров. Эта экологическая инициатива получила в 2016 году региональную субсидию в размере 850 тыс. рублей. Для детей и взрослых в городе работает роллердром «Надежда», запущен проект «Эко-туризм без границ», юные чусовляне обучаются ментальной арифметике в информационном клубе «Альф@» – этот проект даже вышел за пределы Чусового и реализуется в соседнем городе Лысьва.

Это тот случай, когда оказалась справедлива поговорка «деньги к деньгам»: развитие социального предпринимательства помогло Чусовому в декабре 2016 года получить статус территории опережающего социально-экономического развития, что способствует дополнительным инвестициям в местную инфраструктуру, бизнес и социальную сферу.

В Выксе в 2018 году местной Общественной организацией родителей детей-инвалидов «Созвездие» был открыт региональный ресурсный центр инклюзивной дошкольной Монтессори-педагогики. Этот проект позже победил в открытом конкурсе на предоставление грантов по федеральному проекту «Поддержка семей, имеющих детей» и получил 7,4 млн руб. В Благовещенске благодаря программе «Начни свое дело» работает служба социальной помощи «Ваша сиделка», а также массажный кабинет «Рада», который открыла девушка с ограниченными возможностями по зрению, которая обеспечила работой не только себя, но и трудоустроила других людей с ОВЗ.

«Социальные предприниматели — это те, кому не безразлично будущее города, люди, которые видят проблемы и знают, как их решать. Сейчас в Чусовом, Благовещенске и Выксе оказываются услуги, которые вряд ли бы появились без программы по социальному предпринимательству. Программа успешно реализуется и может быть тиражирована в любых моногородах страны. Мы открыты к сотрудничеству » , — отметила Ольга Миронова.

По ее словам, на 2020 год в рамках программы запланированы два важных мероприятия. Первое — участие во Всероссийской конференции по социальному предпринимательству для победителей конкурса из Чусового, Выксы, Благовещенска. Помимо предпринимателей, в конференции примут участие представители администраций моногородов, центров инноваций социальной сферы, специально приглашенные эксперты. Второе — это оценка социально-экономического эффекта методом SROI (расчет социальной рентабельности инвестиций) уже реализованных проектов. SROI — это метод измерения воздействия социальных предпринимателей на среду, созданных ими позитивных социальных и экологических изменений, включая их экономическую составляющую и инвестиционную привлекательность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector