Франчайзинговый пакет это
Что входит во франчайзинговый пакет
Предприниматель, разработавший успешную бизнес-модель, может ускорить ее развитие и масштабирование с минимальными затратами, «упаковав» свой продукт во франшизу. Чтобы привлекать бизнесменов, которые станут работать у него «под крылом», автору проекта нужно сформировать франчайзинговый пакет, т.е. набор правил, норм и конкретных инструментов, способных помочь франчайзи быстро влиться в новую отрасль и преуспеть ней.
Зачем нужен франчайзинговый пакет?
Франчайзинговый пакет – это свод информации, содержащий сведения о бренде, внутренних процессах и технологиях, правилах для запуска конкретного бизнеса с нуля. Это пошаговое руководство, пользуясь которым франчайзи выстроит копию эффективно работающего проекта на новом месте.
Франчайзинговый пакет – это совокупность норм, документов, материалов, инструкций, регламентирующих взаимоотношения двух сторон: продавца и покупателя франшизы.
Он выполняет следующие функции:
- определяет порядок взаимодействия франчайзера и франчайзи
- обозначает вектор развития бизнес-процесса
- помогает стандартизировать и протоколировать бизнес-процессы в рамках нового проекта
- содержит информацию, необходимую для передачи знаний новичку в той сфере, где франчайзер стал профи
Франчайзинговый пакет упростит процесс продажи франшиз, сделает их более привлекательными для потенциальных покупателей. Входящие в него юридические документы и регламенты защитят франчайзера от претензий и махинаций франчайзи (например, попыток украсть технологию, продавать в ресторане под вашим брендом дешевое местное пиво и т.д.), а франчайзи – от проблем с контролирующими инстанциями и клиентами.
Какие документы входят в пакет?
В сложившейся практике предприниматель разрабатывает структуру и содержание франчайзингового пакета самостоятельно, учитывая специфику своего бизнеса. Как правило, в его состав входит восемь элементов.
⚖ Юридическая составляющая
Это набор документов, которые подтверждают права франчайзера на бренд и (или) технологию и помогают обезопасить франчайзи от претензий третьих лиц (клиентов, налоговой инспекции, Росфинмониторинга и т.д.).
Минимальный набор документов включает соглашение, регламентирующее отношения франчайзера и франчайзи. Оно составляется в форме договора коммерческой концессии (подлежит обязательной регистрации в Роспатенте) или лицензионного договора (не регистрируется). В контракте прописываются правила использования товарного знака (технологии), ответственность сторон в случае их нарушения, порядок решения возникающих споров.
Бренд-бук
Это руководство для новичка по использованию фирменного стиля франчайзера. Оно затрагивает все аспекты внешнего и внутреннего имиджа компании:
- выбор целевой аудитории
- оформление торгового зала и витрины
- дизайн вывески
- требования к логотипированной продукции (например, ручкам, блокнотам, календарям)
- дизайн униформы персонала и т.д.
К описаниям прикладываются макеты для типографии.
Часто франчайзеры не ограничиваются составлением бренд-бука, а предлагают подопечным дополнительную платную услугу – оформление торгового зала (офиса) «под ключ».
Мерчандайзинг-бук
Это свод правил о том, как организовать продажи продукта. Он включает общее описание концепции, требования к ассортименту товаров и количеству отдельных позиций, нормативы выкладки и оформления ценников, схему торгового зала, стандарты размещения оборудования, перечень мероприятий по мерчандайзингу и т.д.
Бизнес-бук
Это центральный элемент франчайзингового пакета – пошаговое руководство для начинающего по открытию и ведению бизнеса. Документ объединяет информацию, необходимую для выстраивания производственных процессов, ответы на часто задаваемые новичками вопросы, секреты бренда.
В бизнес-буке освещаются следующие вопросы:
- перечень закупаемой продукции
- правила выбора ее поставщиков
- технологии для анализа складских остатков
- штатное расписание
- порядок отбора кандидатов на вакантные позиции
- мотивационная политика
- техники анализа эффективности
- стандарты внешнего вида работников
- нормы кассовой дисциплины
- контроль качеств продукта т.д.
В бизнес-буке содержатся инструкции по повышению финансовых показателей компании, привлечению новых клиентов, формированию эффективной маркетинговой политики.
Инструментарий
Это элемент франчайзингового пакета, отвечающий на вопросы, как выбрать программное обеспечение и оборудование для реализации нового проекта. Он содержит требования к функциональным возможностям и алгоритмам ПО или конкретные технические задания для программистов.
Общие требования к новому проекту
Например, если бизнес связан с торговлей, в этом разделе франчайзингового пакета содержатся правила техники безопасности, санитарные нормы, ГОСТы и прочие нормативные документы.
Экономика
Это раздел, описывающий порядок составления смет и расчета текущих затрат, алгоритм определения прибыли, убытков, рентабельности проекта.
Порядок поддержки франчайзи
Это описание мероприятий, которые проводит франчайзер для помощи начинающим предпринимателям, действующим у него «под крылом»: тренингов, обучающих курсов, выдаваемых методических материалов, программ лояльности для закупок по льготным ценам, готовых-бизнес-решений и т.д.
❓ Как разработать франчайзинговый пакет?
Шаг, предшествующий созданию франчайзингового пакета, – грамотное юридическое оформление выстроенного бизнеса. Предприниматель регистрирует товарный знак в Роспатенте, работает над автоматизацией проекта, проводит тщательную экспертизу имеющихся юридических документов на предмет соответствия нормам действующего законодательства.
Практика показывает, что на разработку всего набора документов уходит от 1 до 3 месяцев. Предприниматели действуют самостоятельно или прибегают к услугам посредников, которые берут за работу «под ключ» в среднем от 500 000 до 1 000 000 рублей.
Ключевая задача при формировании пакета – грамотная разработка договора и подробное описание бизнес-процессов, чтобы облегчить вход франчайзи в новую сферу. Как правило, документы оформляются в виде инструкций, регламентов или пошаговых руководств.
Разработка франчайзингового пакета: риски и выгоды
Франчайзинг представляет собой весьма привлекательный способ расширения бизнеса для производителей, сервисных и торговых компаний. Основной причиной выбора франчайзинга в качестве пути развития компании является относительно небольшая величина необходимых со стороны франчайзера инвестиций по сравнению с другими способами масштабирования бизнеса.
Множество преимуществ и недостатков, которые таит в себе франчайзинг, обнаруживаются и в других методах развития. Потенциальные франчайзи понимают, что современный франчайзинг – это не «дешевый способ получить прибыльный бизнес», а серьезный ежедневный труд, хотя он и характеризуется довольно низким процентом неудачных открытий, невысокими издержками запуска и отсутствием непредвиденных сложностей с законодательством. Тысячи компаний во всем мире, работающих в более чем 75 различных индустриях, выбрали для себя такой способ развития, который сопровождался взлетами и падениями.
Перед активным развитием посредством франчайзинга каждая компания должна рассмотреть все риски, с которыми она может столкнуться впоследствии:
- контроль,
- мотивация,
- размытие собственности,
- дополнительный поток инвестиций,
- последствия для бренда,
- регулирование со стороны законодательства,
- эффект масштаба и много другое.
Все эти параметры должны быть рассмотрены еще до того, как компания займется разработкой франчайзинговой программы. Кроме того, компания должна пройти проверку на готовность к работе по франшизе, которая включает критическое осмысление положения компании в целом:
- индустрия,
- сегмент,
- существующие операционные схемы работы,
- конкурентоспособность франшизного пакета,
- территориальная стратегия,
- возможность защиты товарного знака
- альтернативные методы расширения компании
- источники дохода для франчайзера
- издержки на разработку франшизы
- анализ финансового положения компании
Только после всестороннего изучения собственного предприятия имеет смысл начинать разработку франчайзингового пакета. Надо понимать, что выработанная схема важна не только для франчайзи, но для самого франчайзера. Зачастую под франчайзинговым пакетом подразумеваются только маркетинговые схемы и юридические нормы. Безусловно, документы такого рода являются необходимыми, но не достаточными для успешного оперативного управления франчайзинговой программой.
Основными позициями, которые должны быть отражены в разработанной бизнес программе, являются:
- Системы отчетности/контроля
- Реклама/маркетинг
- Требования к капиталу
- Коммуникации
- Кооперативы по закупкам
- Разрешение и предотвращение спорных ситуаций
- Финансовое планирование и анализ
- Кадровые вопросы
- Организация обучения и тренингов
- Страхование
- Международное развитие
- Юридическая документация
- Расположение будущих предприятий
- Исследования рынка
- Формирование политики взаимодействия с франчайзи
Стратегический план развития, под влиянием которого будут складываться взаимоотношения франчайзера с его партнерами, должен включать четко прописанные процедуры и политики, методы мониторинга и поддержки. На его основе впоследствии также разрабатываются инструкции по ведению оперативной деятельности, схемы обучения, маркетинговые программы, формируется структура выплат франчайзи, а также разрабатываются требования в сфере законодательства и юридической документации.
Финальным итогом работы должна стать правовая документация, отражающая схему работы и взаимоотношения между франчайзи и франчайзером. Раскрываемые публично документы должны включать минимум рекомендованной профессиональным сообществом информации:
Первоначальные и постоянные денежные выплаты Условия франшизы Политика продления и завершения сотрудничества Эксклюзивные права Охрана товарных знаков и коммерческой тайны Критерии отбора франчайзи Требования по площадям Требования по закупкам
Многие проекты заканчиваются неудачей в связи с отсутствием эффективной стратегии развития. Несмотря на заявления со стороны критиков о высоких финансовых и временных издержках, связанных с разработкой и претворением в жизнь документов, описывающих франчайзинговую стратегию, их значение невозможно недооценить, так как они дают максимальную (хоть и не 100% гарантию) успешной работы предприятия франчайзи. Причина более высоких показателей успеха среди франчайзи вовсе не в качестве предлагаемого ими продукта, особых амбициях или трудолюбии по сравнению с независимыми предпринимателями. Истинная причина состоит в том, что они просто лучше подготовлены к ведению бизнеса благодаря четкому следованию процедурам, описанным франчайзером. Именно поэтому четкое видение стратегического развития собственной компании – это шаг на пути к успеху будущих франчайзи.