Prostor46.ru

Просто про деньги
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Индийская модель франчайзинга

Кира Васильева знает рецепт оздоровления российского бизнес-климата

С 10 по 12 сентября в Москве в «Экспоцентре» пройдет одна из крупнейших в мире выставка франшиз — BUYBRAND Expo. По оценкам ее организаторов, суммарный инвестиционный потенциал посетителей выставки в этом году составит более 800 млн долларов. Эксперты считают, что именно франчайзинг в ближайшем будущем может существенно оздоровить бизнес-климат России и поможет увеличить количество малых и средних предприятий в стране

В России сегодня работает около 2 млн 848 тысяч малых предприятия (включая микропредприятия). В них заняты около 12 млн человек. Учет этих компаний содержится в Едином реестре малого и среднего предпринимательства, составляемом Федеральной налоговой службой. Совокупный оборот малых предприятий в 2016 году (более новые данные пока не публиковались) составил 16 трлн 338 млрд рублей, то есть около 20 процентов от общего валового внутреннего продукта РФ, что, по словам экспертов, в разы меньше, чем, например, в Евросоюзе, США, Китае и Австралии. «В частности, в Евросоюзе доля малого бизнеса в ВВП в среднем составляет 57 процентов, в Австралии — 80»,— говорит генеральный директор компании EMTG, организатор Международной выставки франчайзинга BUYBRAND Expo Екатерина Сойак. К тому же, по ее словам, «в последние три года у россиян фиксируется довольно слабый спрос на открытие собственного дела по сравнению с периодом до 2014 года».

При этом 1 марта 2018 года в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин заявил, что к 2025 году доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России должна увеличиться до 40 процентов. По мнению экспертов, достичь этого реально и поможет в том франчайзинг. «Сейчас актуальными становятся бизнесы, требующие не самых крупных вложений и способные довольно быстро себя окупить. Самый простой и выгодный вариант открыть свое дело в России — купить франшизу. Это уже готовый и обкатанный бизнес, инвестиции в который в среднем составляют от 1 до 10 млн рублей в зависимости от направления и формата»,— говорит Екатерина Сойак.

По данным компании EMTG, которая является организатором ежегодной Международной выставки франшиз BUYBRAND Expo, потенциал развития франчайзинговых предприятий в России оценивается в 400 тысяч точек, а вклад франчайзинговых компаний в ВВП страны к 2020 году прогнозируется в 500 млрд рублей ежегодно.

— Развитие бизнеса по франчайзингу — один из основных трендов последних трех лет в России. Повышенный интерес к этому способу ведения бизнеса — явление, характерное для экономики, которая находится в кризисном периоде,— поясняет Екатерина Сойак.

Сегодня в базе EMTG насчитывается около 3 тысяч российских компаний, которые продают свой бизнес по франшизе. Однако, по словам Екатерины Сойак, реально из них работают лишь 10–15 процентов. «Это известные, проверенные бренды, которые на рынке свыше пяти лет и имеют хорошую репутацию»,— говорит она.

Тем не менее еще в 2003 году в стране было от силы 15 франчайзинговых компаний, и половина из них не имела полного представления, что такое франчайзинг. «Сейчас у российских предпринимателей появилось общее понимание, что это за форма ведения бизнеса, и она стала востребована. Но возникла другая проблема: появилось много недобросовестных предложений, и людям, которые собрались в этот бизнес, нужно быть предельно осторожными»,— заключила госпожа Сойак.

Читать еще:  Франшиза для небольших городов

Сколько стоит франшиза?

По оценкам EMTG, в целом по России инвестиционный потенциал в бизнес по франшизе выглядит следующим образом: 30 процентов предпринимателей готовы инвестировать менее 3 млн рублей, 28 процентов — до 10 млн, 13 процентов — до 35 млн и 8 процентов — более 35 млн рублей. Еще около 20 процентов пока не определились с размером инвестиций. «Большинство россиян приходят во франчайзинг с собственными накоплениями, многие занимают на открытие точки у друзей, родственников, достают деньги из-под матраса»,— говорит Екатерина Сойак.

Напрямую на франчайзинговый бизнес российские банки кредиты практически не дают. Эксперты считают: если бы решилась хотя бы проблема с кредитованием франчайзеров и франчайзи и им стали давать займы под адекватный процент, число малых предприятий в стране резко бы возросло. «Сейчас часть предпринимателей идут на хитрость: берут обычный потребительский кредит и используют его для покупки франшизы, но это несерьезно, если мы хотим реально развивать сегмент МСП в стране»,— говорит Екатерина Сойак.

Что касается стоимости бизнеса по франшизе, то, например, на открытие кофейни известного бренда предпринимателю понадобится от 5 до 7 млн рублей. Срок окупаемости бизнеса примерно два года. Паушальный взнос на открытие медицинского офиса в среднем составляет от 700 тысяч до 900 тысяч рублей в зависимости от формата и региона. Срок окупаемости от полутора лет. В сфере услуг инвестиции начинаются от 1,5 млн и до 10 млн рублей в зависимости от формата. Покупка франшизы в сфере розничной торговли обойдется в 5–15 млн в зависимости от формата и объема товаров, которые нужно закупить.

«Компании, которые специализируются на продаже фастфуда и быстрой недорогой еды, развиваются неплохо, и франшизы здесь хорошо продаются. В ближайшее время каких-то серьезных изменений в этом сегменте не предвидится»,— говорит Екатерина Сойак. По ее словам, «неважно идут дела в сфере розничной торговли» — у продавцов одежды, товаров для дома и т.п. «Три прошлых года были для них очень тяжелыми — сильно упала выручка, серьезный удар нанес валютный скачок»,— говорит госпожа Сойак. А вот в сфере услуг франчайзинг активно развивается уже третий год подряд. Успешны обучающие предприятия, концепции, связанные с досугом, активным отдыхом, детскими развлечениями. Что касается медицинской ниши, на сегодняшний день она представлена в основном лабораторно-диагностическими центрами. До кризиса это был прибыльный быстро растущий сегмент, куда пришло огромное количество игроков. «В итоге сейчас эта ниша перенасыщена. Кроме того, в сектор платных медицинских услуг пришло государство, и частным лабораториям сейчас приходится конкурировать не только между собой, но и с госклиниками, что очень тяжело»,— заключила Екатерина Сойак.

Читать еще:  Производственный франчайзинг примеры

История создания и развития франчайзинга

Франчайзинг – это система взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, в рамках которой одна сторона (правообладатель) передает второй (партнеру) возможность за плату пользоваться его брендом, товарной маркой или отлаженной бизнес моделью. В результате выигрывают обе компании: франчайзер получает паушальный взнос и ежемесячные платежи-роялти, а франчайзи начинает бизнес, пользуясь чужим опытом в новой для себя сфере.

📜 История создания франчайзинга

По оценкам экономистов, прототип современного франчайзинга – система, выстроенная Исааком Зингером, основателем одноименного бренда швейных машинок. В 1850-х гг. он столкнулся с проблемой: продукция производилась в больших объемах, на нее устанавливались конкурентные цены, но у компании не было сервисных центров для обслуживания техники во многих регионах США.

Чтобы исправить эту проблему, Зингер начиная с 1851 года подписывал контракты с фирмами-партнерами, по которым тем передавалось исключительное право реализовывать изделия, произведенные франчайзером, во всех штатах США и организовывать их сервисное обслуживание. Эта мера позволила сделать швейные машинки бренда самыми распространенными в мире.

🎓 Первый прототип франчайзинга в истории, придуманный Зингером, представлял собой дистрибьюторское соглашение, по которому у франчайзи устанавливалась дополнительная обязанность – открывать центры по ремонту техники.

Первые модели тиражирования успешных бизнес-схем, организованные в привычном для современных предпринимателей варианте, появились в 1920-х гг. и получили название «товарный франчайзинг». Их создатели – оптовые поставщики продукции Drugstores, Spar, Ben Franklin. Они заключали договоры с небольшими розничными магазинами, по которым те имели право на закупки по льготным ценам, использование торговой марки, но не теряли свою независимость.

После Великой Депрессии история франчайзинга получила новое развитие – этим бизнес-инструментом заинтересовались нефтеперерабатывающие фирмы. Крупные игроки рынка заключали с малыми предпринимателями договоры, согласно которым те открывали сетевые бензоколонки на условиях аренды.

Современный этап истории бизнес-тиражирования начался в 1950-х гг. Ключевая предпосылка к этому – бум рождаемости в Америке, спровоцировавший повышение потребительского спроса на товары и услуги, особенно в сфере общепита. Краеугольным камнем стало основание компании МакДоналдс Рэем Кроком. Она начала продавать франчайзи (мелким предпринимателям) не просто бренд, а продуманный механизм ведения бизнеса. В соглашениях с партнерами прописывались мельчайшие детали, вплоть до требований к цвету столов в заведении.

Наиболее интенсивное развитие франчайзинга в Европе и США наблюдалось в 1960-1970-хх годах. Одновременно с этим на рынке стали появляться мошенники – фирмы, продающие франшизы-пустышки. Рост количества обманутых франчайзи привел к ужесточению нормативного регулирования в отрасли, возникновению Международной Ассоциации франчайзинга и региональных регулирующих организаций.

Сегодня франчайзинговые компании представлены в 70 секторах экономики. Лидерами по развитию этого бизнес-инструмента признаются США, Япония, Англия, ФРГ, Франция и Канада. В 2019 году франшиза остается одним из наиболее популярных способов для начала собственного бизнеса.

Читать еще:  Франчайзинг в индустрии туризма

🌍 История франчайзинга в России

В СССР понятия «тиражирование бизнеса» не существовало, как и самого свободного предпринимательства. Франчайзинг пришел в РФ только в 1990 годах – на целый век позже, чем в страны Запада. Первопроходцами в этой сфере стали бренд Сбарро (предприятия быстрого питания) и Спортмастер (магазины по продаже товаров для спорта и отдыха).

Тормозом для развития модели тиражирования бизнеса в России было несовершенство законодательства, в котором понятие «франчайзинг» даже не упоминалось. В 1996 году вступила в силу вторая часть ГК РФ, где была глава, посвященная коммерческой концессии. С этого момента на рынке стали появляться новые франчайзеры: например, зарубежные Кока-Кола и МакДоналдс и российские Крошка-Картошка, Перекресток, Седьмой континент.

С 1997 года действует Российская Ассоциация франчайзинга, а в середине 2000-х годов возник первый интернет-каталог франшиз. Кризис 2008 года заставил ряд игроков уйти из отрасли, но уже в 2011 году ситуация восстановилась: количество франшиз на рынке превысило докризисные показатели. По оценкам экспертов, в 2019 году в РФ действует более 800 франшиз.

💭 Легенды в истории российского франчайзинга

🌭 Subway

История компании началась в 1965 году, на российском рынке она представлена в 2004 года. Это мировая сеть ресторанов по продаже бутербродов (сабов), под вывеской которой в РФ функционирует более 650 торговых точек. 90% поставщиков продуктов в кафе бренда – местные производители.

Секрет успеха сети – окупаемость бизнеса за 1,5 лет, невысокие первоначальные инвестиции. Франшиза отличается гибким форматом: к техническому оснащению заведения предъявляются упрощенные требования, для открытия ресторана достаточно помещения площадью 40 кв. м.

Российский рынок стратегически важен для компании Сабвей. РФ занимает второе место в Европе (после Англии) по количеству заведений под вывеской бренда.

🍨 Баскин Роббинс

История бренда началась в 1945 году, в Россию он пришел одним из первых – в 1991 году. Это сеть кафе с мороженым, насчитывающая более 300 заведений в странах СНГ.

Считается, что причина успеха сети – разработанное ей правило: «Хозяин трудится эффективнее». Кафе, открываемыми под покровительством марки, руководят не наемные управленцы, а сами собственники.

💊 Инвитро

Сеть медицинских лабораторий, история которой началась в 1998 году. Инструменты франчайзинга были внедрены в 2005 году. Изначально фирма предлагала клиентам 30 экспресс-тестов и не отличалась от своих конкурентов, но затем сделала качественный рывок – вывела на рынок принципиально новый продукт. Им стали экспресс-анализы: у клиентов появилась возможность узнавать результаты в течение 1 дня. Сегодня во многих офисах, работающих по франшизе Инвитро, информация предоставляется пациентам за 2 часа.

История франчайзинга насчитывает 1,5 века, за это время он проделал путь от модификации дистрибьюторского договора до самостоятельного бизнес-инструмента, помогающего тиражировать успешные проекты. Сегодня он продолжает развиваться и на Западе, и в России, совершенствуется его законодательное регулирование, оттачиваются схемы и механизмы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×