Prostor46.ru

Просто про деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Главное в работе психолога

Психолог

Профессия «психолог»: особенности и преимущества специальности

Востребованность в психологах в России растет с каждым годом. Проблемы во взаимоотношениях со второй половиной, трудности подросткового возраста, сезонные депрессии – люди поняли, что эти и многие другие проблемы сложно одолеть без помощи специалиста. Психологи помогают обрести гармонию, лучше понять близкого, быстро находить выход из напряженной ситуации.

Чем занимается психолог

Основное место работы психолога – это школы, детские сады, интернаты, центры психологической помощи, частная практика. Специалисты при помощи проверенных методик определяют способности, индивидуальные качества школьников, воспитанников и выстраивают отдельную для каждого программу обучения.

Коррекционная работа также входит в компетенцию психологов. Они помогают детям преодолевать сложные моменты жизни, формировать модели поведения в критических ситуациях. Однако почти половину рабочего времени приходится отдавать бумажной волоките: составлению психологических характеристик, отчетов, планов работ и т.д.

Отделы кадров различных предприятий также становятся местом работы многих специалистов. Они трудоустраиваются менеджерами по персоналу и выполняют ряд следующих функций:

    ✔ Подбор кадров с учетом результатов оценки личных качеств
    ✔ Помощь новым работникам в адаптации
    ✔ Проведение обучающих тренингов
    ✔ Грамотная расстановка рабочего места сотрудников на основе анализа психологической совместимости
    ✔ Содействие в разработке методов управления

Цель работы психолога в корпорации – повысить показатели эффективности компании, максимально мотивировать персонал.
Знание психологии и инструментов воздействия на сознание людей также востребованы в массмедиа, рекламе, политической деятельности, юриспруденции. Психолог может вести частную практику, заниматься наукой в своей сфере.

Плюсы и минусы специальности

Быть психологом не только интересно, но и полезно. Профессия предполагает, что человек всегда должен быть открытым для новых знаний, развиваться, овладевать новыми методиками работы. Другие преимущества специальности:

    ✔ Возможность помогать людям решать их проблемы.
    ✔ Постоянный личностный рост.
    ✔ Познание причин поступков, поведения людей, формирование философского отношения к внешним событиям.
    ✔ Обретение внутреннего спокойствия.
    ✔ Возможность вести частную практику и не зависеть от работодателя.

Чтобы окончательно решить, подходит вам специальность или нет, необходимо знать и минусы профессии:

✔ Постоянное нервное напряжение. Страхи, депрессия, отчаяние – психологам приходится разбираться с причинами тяжелых переживаний человека, находить пути избавления от них. Весьма непросто контролировать при этом собственные эмоции, чтобы не принимать чужой негатив близко к сердцу.
✔ Высокая ответственность. От рекомендаций специалиста зависят душевное состояние человека, его поступки. Постоянное чувство ответственности может стать причиной страха совершить непоправимое.

Интенсивное общение с незнакомыми людьми также является недостатком профессии. Не каждый может постоянно контактировать с посторонними. Если это обстоятельство напрягает, вызывает негативные эмоции, лучше отказаться от идеи стать психологом.

Личные качества психолога

Проявление искреннего интереса к проблемам клиента и умение уважать человека – ключевые качества психолога. Быть хорошим специалистом ему помогают знания и освоенные навыки.

Толерантность – еще одно качество, которое необходимо при работе с людьми. Психолог ни в коем случае не должен показывать свое раздражение, недовольство человеком. Если вы выбрали эту профессию, но не можете быть спокойными в общении с людьми, необходимо развивать в себе это умение.

Какие качества еще пригодятся психологу:

✎ Умение слушать. Зачастую человеку, обратившемуся за помощью к психологу, достаточно выговориться и услышать слова поддержки.
✎ Эмоциональный интеллект. Это способность понимать природу чувств, быстро находить общий язык с людьми.
✎ Коммуникабельность. Психолог должен быть общительным. Люди не должны чувствовать вашего плохого настроения, утомленности от работы. Если вы не умеете этого скрывать, лучше поменять сферу деятельности.
✎ Умение хранить конфиденциальную информацию. При решении чужих проблем приходится быть в курсе подробностей их личной жизни. Психолог не должен никому о них распространяться.

Специалист по психологии должен уметь находить индивидуальные решения каждой проблемы. Поэтому ему нужно всегда быть готовым обучаться методикам, получать новые знания.

Где можно выучиться на психолога

Получить профессию психолога сегодня предлагают многие университеты и институты страны. Как правило, это гуманитарные, педагогические, многопрофильные учебные заведения.

Поступать в вузы можно после 11 класса, ссуза. Здесь же можно получить второе высшее образование или пройти курсы переквалификации. Какие предметы нужно сдавать при поступлении, каждый вуз определяет сам. Как правило, проводятся вступительные испытания в форме ЕГЭ по следующим предметам:
✎ Русский язык
✎ Иностранный
✎ Биология
✎ В некоторых вузах математика и история

Возможны также дополнительные экзамены. Например, по физической подготовке, если институт готовит будущих военных или стражей порядка.

В 2019 году для абитуриентов откроют двери факультеты психологии следующих вузов:
• МГУ им. Ломоносова
• Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
• Российский государственный социальный университет (РГСУ)
• Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
• Московский городской педагогический университет (МГПУ)
• Российский университет дружбы народов (РУДН)

Сколько лет учиться на психолога, зависит от формы обучения:
• 4 года составляет срок студенчества по очной форме
• 3,5 года получают второе высшее
• 4 года и 6 месяцев учатся на заочном отделении

Где искать работу

Дипломированный специалист востребован во многих сферах. Медицинские клиники, службы психологической помощи, частные и муниципальные учебные учреждения – вот основное поле деятельности психолога. Кроме того, многие крупные компании сегодня имеют штатных психологов. Они организуют и проводят бизнес-тренинги для поднятия корпоративного духа, сплочения коллектива, мотивации сотрудников. Такие специалисты работают в HR-подразделениях, выступают персональными коучами предпринимателей. Благодаря способности предсказывать поведение людей, они востребованы и в маркетинге, так как могут направить деятельность компании на получение большей прибыли.

Какая зарплата у психолога

Зарплата психолога колеблется в пределах 15 – 95 тыс. рублей по России. Ее размер зависит от обязанностей, места и стажа работы.
В регионах специалисты получают 15 – 20 тыс. рублей.
В Москве – 45 – 95 тыс. рублей.
Один часовой прием у столичного частнопрактикующего психолога может стоить 2,5 – 4 тыс. рублей.
На месячный доход частника влияет количество клиентов.

Карьерные перспективы специалиста

Карьерный рост психолога зависит от совершенствования и расширения его навыков, применяемых им методик, востребованности его услуг. На предприятии такой специалист может вырасти от рядового сотрудника до начальника HR-службы, заместителя руководителя по кадровым вопросам. Успешный психолог со временем может открыть свой коммерческий кабинет по оказанию психологической помощи. Но чтобы быть востребованным, специалисту недостаточно диплома о высшем образовании. Необходимо постоянно обучаться, повышать квалификацию на курсах и тренингах, учиться новым методикам психодиагностики и помощи, заявлять о себе.

Что ждет специальность в ближайшем будущем

Работа мышления, психологические качества, причины их проявления – ключевые объекты изучения психологами. Дипломированные специалисты будут всегда востребованы на рынке труда. Только они могут оказывать профессиональную помощь попавшим в критические ситуации. Специалист помогает людям использовать собственные внутренние ресурсы как для личностного роста, так и карьерного.
В ближайшие годы потребность в психологах только будет расти. В первую очередь будут востребованы специалисты с дипломами топовых вузов.

Читать еще:  Социально психологическая работа это

Источник: ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

города Севастополя

Профессиограмма

Психолог

1. Презентация профессии
Психолог – современная перспективная молодая профессия с глубокими историческими корнями. В переводе с греческого слово «психология» означает наука о душе. А проблемами души люди интересовались еще в древности. Как устроен внутренний мир человека, что движет его поступками? Как помочь человеку справиться с трудными жизненными обстоятельствами? Как раскрыть свой творческий потенциал?
Откуда берутся кошмарные сны, агрессия, фашизм и как с ними справиться? Что нужно сделать, чтобы найти общий язык с трудным подростком? Эти и другие важные вопросы волновали умы многих выдающихся людей во все времена. Вместе с тем, научная психология официально появилась всего 130 лет тому назад, с открытия в Германии первой научной психологической лаборатории. За эти годы в психологии разработано множество направлений, научных школ и подходов (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, гуманистическая психология, деятельностный подход и другие). В настоящее время накопленные в научной психологии знания и опыт находят применение во многих сферах: в семье, в общении, в образовании, в медицине, в искусстве, в политике, в экономике, в эргономике, на производстве.
Психолог – квалифицированный специалист с высшим образованием по психологии, науке, которая изучает психические процессы и закономерности психической деятельности.
В профессии психолога выделяют ряд специализаций: социальная, общая, клиническая, возрастная, психология труда и инженерная психология, психология семейных отношений, зоопсихология. Психолог работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планировании карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем. В сфере организационного консультирования оказывает услуги фирмам, государственным службам и организациям по вопросам подбора и расстановки кадров, отношений в коллективе, создания благоприятного психологического климата.
Профессия психолога востребована на современном рынке труда.
Преимущества профессии: интересная и полезная профессия, позволяет лучше понимать себя, близких, помочь другому человеку, стать более эффективным в жизни, в любой деятельности.
Ограничения профессии: необходимость постоянного саморазвития; эмоциональные нагрузки и высокая моральная ответственность.

2. Тип и класс профессии
Профессия психолога относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Профессия психолога относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием, и т.п. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности
Главное в работе психолога: создать условия для другого человека, при которых он сможет решить волнующие его психологические проблемы.
Содержание деятельности психолога является многоплановым, очень разнообразным и сильно зависит от специализации. Например, психолог-преподаватель в образовательном учреждении проводит групповые лекционные и семинарские занятия, при этом у него большая нагрузка на голосовые связки. Его задача – донести до слушателей психологические знания по определенной теме.
Психолог на телефоне доверия работает дистанционно, с анонимным клиентом, который нуждается в экстренной психологической помощи. Его задачи: оказать эмоциональную поддержку, оценить (и минимизировать) риск суицида.
Психолог-психодиагност взаимодействует с тестируемыми в индивидуальном режиме. Он выполняет оценку личностных качеств и способностей тестируемых с применением методов беседы, наблюдения и психологических методик. Его задача – проанализировать всю информацию и сформировать психологическую характеристику тестируемого, сделать определенные прогнозы и выводы.
Психолог-менеджер по персоналу в организации изучает морально-психологический климат в трудовых коллективах, участвует в формировании кадрового резерва. Его задачи: выявить наиболее тревожные групповые процессы и разрядить конфликтные, напряженные зоны во взаимоотношениях сотрудников, поддержать советом молодых, неопытных руководителей, выделить наиболее способных, перспективных работников для административного карьерного роста.

4. Условия труда
Психолог работает чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации. Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки.
Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос. Все это необходимо для установления доверительного контакта с другим человеком и для продуктивного взаимодействия. Дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики.
Высокий уровень моральной ответственности.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии психолога необходимы знания по биологии, математике, русскому и иностранному языку.
Квалифицированный психолог должен знать:

  • общую психологию и специальные направления психологии (инженерную, педагогическую, социальную, медицинскую и другие);
  • основы психодиагностики;
  • основы педагогики, общественных и естественных наук;
  • методы оценки и коррекции личности;
  • основы психологической работы с определенной категорией лиц, согласно своей специализации (с детьми, с пациентами, с работниками трудовых коллективов и т.п.).
  • владеть разнообразными методами оценки компетенций, качеств личности и текущего психоэмоционального состояния человека;
  • устанавливать доверительный контакт;
  • слушать и слышать другого человека;
  • применять и разрабатывать адекватные программы и методы работы;
  • собирать и анализировать информацию, делать выводы, понимать и прогнозировать мотивы и поведение человека в разных ситуациях;
  • отличать варианты нормы от патологического развития личности (оценивать угрозу жизни и здоровью самого человека и для окружающих);
  • осуществлять психологическое сопровождение обучения, карьеры, личностного развития;
  • давать человеку конструктивную обратную связь, с целью самосовершенствования и формирования необходимых качеств клиентов;
  • проводить лекции, семинары, тренинги;
  • хранить тайну, соблюдать этику консультирования.
  • гуманитарный склад ума;
  • широкий кругозор;
  • аналитическое мышление и выраженный интерес к работе с информацией;
  • сильно выраженная склонность к сервисной работе;
  • сильно выраженная склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к работе с информацией;
  • отлично развитые лексические способности;
  • превосходные логические способности;
  • способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость.
  • вирусоносительство;
  • хронические мигрени;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • нервно-психические заболевания;
  • проблемы с памятью и вниманием;
  • нарушения речи, зрения и слуха.

8. Пути получения профессии
В профессию психолога приходят молодые люди с ведущим интересом к работе с людьми, с выраженным альтруизмом, эмпатией, познавательным интересом, развитым абстрактно-логическим мышлением.
В связи с тем, что профессия психолога востребована на рынке труда, в нее приходят и взрослые, состоявшиеся люди, «психологи по жизни» с родственным высшим профильным образованием. Например, врачи с базовым медицинским образованием, которые желают врачевать не отдельные органы, но человека в целом, его душу, после прохождения краткосрочного специального обучения становятся психотерапевтами.
В психологию приходят и бывшие журналисты, филологи, математики, для этого они получают второе высшее образование.
Профессия психолога требует наличие высшего образования, которое можно получить в профильных образовательных учреждениях.
Повысить уровень своих знаний можно на курсах повышения квалификации, на семинарах, мастер-классах и тренингах.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

Читать еще:  Как начать работу психологом без опыта

9. Области применения профессии
Психологи работают в сфере оказания психологической помощи населению и психологического сопровождения разных категорий населения:

  • в учебных заведениях (преподавание);
  • на предприятиях (в отделе кадров, в службе персонала);
  • в научно-исследовательских институтах;
  • в психодиагностических лабораториях;
  • в медицинских учреждениях (поликлиниках, диспансерах, реабилитационных центрах);
  • в центрах психологической помощи и профориентации;
  • в консалтинговых и тренинговых компаниях;
  • в кадровых агентствах;
  • в службах знакомств;
  • в центрах занятости населения;
  • в сфере политических технологий;
  • в таможне и в правоохранительных органах;
  • в военных организациях;
  • в транспортных и авиационных компаниях;
  • в детских садах;
  • в детских домах;
  • в домах престарелых;
  • на телефонах доверия, в службе спасения и МЧС.

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов, составляет анкеты, вопросники и т.д. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.

10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития психолога.
Специализация и освоение смежных областей
Имея базовое образование психолога с определенной специализацией, со временем можно повышать свою квалификацию, стать уникальным специалистом и совершенствоваться в выбранном направлении, либо осваивать новые близкие специальности в рамках профессии: стать психологом-консультантом, психодиагностом, коучем, ведущим бизнес-тренингов, менеджером по персоналу, учителем, социальным работником, страховым агентом и т.д.
Научная карьера
Психолог с хорошей теоретической подготовкой и пытливым умом, работая по специальности и получая практический опыт, может стать научным работником, преподавать и заниматься методической и научной работой, в том числе проводить исследования по грантам. Он может продолжить обучение в аспирантуре, впоследствии защитить диссертацию.
Управленческое карьерное развитие
Административный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии психолога может начать руководить коллективом профессионалов, стать начальником отдела психологической службы предприятия или директором по персоналу компании. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, преуспевающий практический психолог может решить работать на себя. Например, он может создать Центр психологического консультирования. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.

11. Родственные профессии
Профконсультант, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.

Основные принципы работы практического психолога

Рассмотрим основные принципы работы психолога. Часть из них очевидна и является общепринятым стандартом поведения человека в обществе, а часть определяется спецификой профессиональной деятельности психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
osnovnye_principy_raboty_prakticheskogo_psihologa_word.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Основные принципы работы практического психолога .

Рассмотрим основные принципы работы психолога. Часть из них очевидна и является общепринятым стандартом поведения человека в обществе, а часть определяется спецификой профессиональной деятельности психолога.
Очевидные принципы можно обозначить такими правилами, как «не дерись с клиентом», «не плюй в клиента», «не наноси ему увечий», «не проводи консультацию в пьяном виде или в нижнем белье» и т.п. Такого рода правила являются само собой разумеющимися и их должен знать и выполнять любой воспитанный человек (в этом смысле данные правила являются даже банальными). Но, к сожалению, иногда и эти правила, кто-то редко, но нарушает, поэтому их выделение все-таки правомерно.
Рассмотрим традиционные (этические) принципы консультирования. Хотя этические принципы еще не сформулированы для профконсультанта, психотерапевта, практического психолога и социального работника в общепринятом виде, но попытки их выделения имеются (см. Фирсов, 1993; Климов, 1986; Мелибруда, 1986; Петровская, 1982; Рудестам, 1990; Пряжников, 1994). В самом обобщенном виде можно выделить следующие принципы:
1. Не навреди! Или принцип не нанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.
2. Не оценивай! Поскольку вообще без оценок (в том числе, и положительных) работать немыслимо, иногда этот принцип уточняют: не навешивай ярлыков! Но можно было бы сказать еще проще: не произноси отрицательных оценок вслух!
3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.
4. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.
5. Принимай человека таким, каков он есть. Этот принцип нуждается в особом комментарии. Л.А.Петровская, анализируя подходы К.Роджерса, пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как «безусловное позитивное принятие», следует иметь в виду что она относится к чувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения. Имеется в виду признание права, на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта» (Петровская, 1982, с. 36).
6. Принцип конфиденциальности, то есть сохранения профессиональной тайны. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.
7. Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между коллегами и сотрудниками в присутствии клиентов.
8. Принцип профессиональной компетентности: не передавай сложные психологические методики неподготовленным специалистам и сам не используй методики, которыми в должной степени не владеешь. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.
9. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, не позволяй ему рассказывать о себе самые сокровенные свои тайны (у каждого человека всегда должен оставаться хоть небольшой тайничок души, недоступный никому), а также сам сохраняй некоторую дистанцию с клиентом, иначе можно потерять его уважение и доверие.
10. Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки.
11. Не выставляй свои знания напоказ, стремись помогать клиенту сначала самостоятельно формулировать те или иные положения и выводы. Конкретно этот принцип может проявляться хотя бы в том, что психолог должен мгновенно замолкать каждый раз, когда клиент захочет что-то сказать, даже тогда, когда сам психолог «еще не договорил» и тогда, когда клиент хочет сказать «какую-то глупость».
12. Принцип добровольности участия в психологических процедурах. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.
13. Принцип безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.
14. Принцип предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.
15. Принцип сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.
16. Принцип профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой — поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу с больным разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии, полученной в ЛГУ, МГУ, НИИ им. В.М.Бехтерева, ГИДУВе.
17. Принцип обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.
18. Принцип адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.
19. Принцип научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
20. Принцип взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.
21. Принцип кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.
22. Принцип контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.
23. Принцип корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом
24. Уважай себя как человека и как специалиста! Часто можно услышать следующие красивые слова: «Главное средство работы психолога — это его собственная личность». Но личность является высшей ценностью и поэтому она не должна выступать в качестве «средства». В качестве средства достижения каких-либо целей и человек, и его личность выступают лишь при извращенном понимании рыночных отношений, когда все, что угодно (и личность, и любовь, и дружба) может быть товаром, средством для обогащения или для получения каких-то благ.
Как мы видим, этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

Главное в работе психолога

Прежде всего, работа психолога требует не только профессиональных знаний и владения методиками, но и особых личностных качеств, безоценочного отношения к клиенту, умения показать человеку его возможности и помочь раскрыть потенциал. Без этого трудно представить успешного специалиста, который консультирует и помогает сориентироваться в сложной жизненной ситуации. В целом личностные характеристики – это основа для развития профессионализма психолога-консультанта.

Наличие определенных качеств является одним из главных показателей компетентности. Поэтому для начала я хочу остановиться именно на этом факторе. Итак, рассмотрим подробнее, какими личностными качествами должен обладать практикующий психолог.

По мнению большинства профессионалов, и я с ними полностью согласна, для работы практикующего специалиста по психологии важны следующие личностные особенности:

  • — Эмпатия и рефлексия;
  • — доброжелательность и альтруистичность – желание помочь;
  • — уважение и тактичность;
  • — стремление к развитию и самопознанию;
  • — уверенность в себе, целеустремленность, адекватная самооценка;
  • — толерантность и терпеливость;
  • — эрудированность, разностороннее развитие;
  • — склонность к анализу – аналитический склад ума;
  • — интуиция, проницательность;
  • — эмоциональная стабильность, самообладание, стрессоустойчивость;
  • — быстрая адаптация к различным условиям;
  • — наблюдательность и открытость;
  • — позитивное мышление, креативность;

Теперь рассмотрим более детально все перечисленные качества, чтобы понять, для чего они нужны психологу, и как отражаются на его профессиональной деятельности.

Одна из важнейших способностей это эмпатия, т.е. глубокое понимание человека, его реальных проблем и осознание его душевного состояния. Эмпатия – это эмоциональный отклик, сопереживание и умение погрузиться во внутренний мир клиента, и общаться на этом уровне в течение всей консультации, если этого требует ситуация. Однако эта особенность восприятия собеседника не имеет ничего общего с состраданием и жалостью. Профессиональный психолог должен поставить себя на место другого, почувствовать его эмоции, переживания, и при этом суметь взглянуть на ситуацию со стороны.

Также профессионализм определяется таким качеством, как рефлексия – это не только способность видеть себя глазами людей, но и зеркальное взаимоотображение общающихся субъектов, воспроизведение и воссоздание друг друга. Безусловно, на первом этапе общения клиент нуждается в понимании и поддержке. Ему нужно поделиться своими проблемами, чтобы выплеснуть эмоции, быть понятым и получить одобрение. Но при этом индивидуальные консультации психолога должны способствовать развитию личности. Специалист учит человека принимать себя, общаться с другими людьми, помогает раскрыть свой потенциал, увидеть возможные сценарии жизни при выборе той или иной позиции.

Так, например, если клиент обращается с проблемой, связанной с конфликтной ситуацией, специалист должен сначала выслушать и прочувствовать его эмоции. Только при таком условии человек получит моральное удовлетворение и подготовится к дальнейшей работе. Задачи работы психолога взглянуть на ситуацию глазами клиента, дать понять, что он на его стороне, а после этого предложить рассмотреть конфликт с разных точек зрения.

В случае если практикующий специалист абстрагирован от проблем человека и его личности, работа не будет эффективной и полезной. Во-первых, клиент почувствует, что он не интересен специалисту, к которому обратился. Во-вторых, такой подход некомпетентен, потому что человек не получит даже элементарной эмоциональной поддержки. Вообще я считаю, что консультант, не имеющий таких качеств, и не развивающий их, не сможет помочь решить психологические проблемы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector