Prostor46.ru

Просто про деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Направления психологической работы

Основные направления деятельности психолога

Изначально психология как наука развивалась в качестве одной из философских дисциплин, однако, переняв некоторые идеи экспериментальной физиологии, в конце 19 века она отделилась в самостоятельную науку, задачей которой стало изучение души. В 1879 году Вильгельм Вендт открыл в Лейпциге первую в истории лабораторию экспериментальной психологии, что привело к основанию так называемой академической психологии или научно-исследовательской, преследующей познавательные задачи. Естественным образом постепенно стали возникать идеи о возможности практического применения накапливаемых психологических знаний. Таким образом стала зарождаться прикладная психология, преследующая не познавательные цели, а направленная на применение разработок психологической науки в целях совершенствования различных сфер человеческой жизни, например, педагогики, медицины, организации трудовой деятельности. Следующей сферой применения психологического знания стало формирование психологической практики, направленной на помощь людям, попавшим в затруднительные, тяжелые жизненные ситуации. Подобная психологическая практика предполагает наличие у психолога соответствующих знаний и методов практической работы. Таким образом, наиболее часто выделяемыми сферами деятельности психолога являются: прикладная психология, научно — исследовательская академическая и психологическая практика. Прикладную психологию следует рассматривать в качестве научной психологии, направленной на исследование типичных закономерностей функционирования психики человека в определенных условиях с целью изучения психической деятельности и формулировке практических рекомендаций. Цель практической психологии заключается в непосредственной психологической помощи.

В качестве особенности психологии следует отметить тот факт, что психика, будучи объектом размышлений психологи, не является в то же время объектом ее непосредственного исследования. По этой причине для косвенного изучения психики в психологии анализируются другие объекты, «вторичные объекты», определяющие психическую жизнь, по мнению той или иной научной школы. Для большего понимания подобного разделения, необходимо раскрыть сферу применения, а также те психологические проблемы, с которыми работает каждая из сфер. Далее мы постараемся рассмотреть основные направления деятельности психолога.

Основной целью научной психологии является познание психологии человека посредством научных методов. Ученые-психологи ориентированы на получение новых научных фактов, а также на поиск общих психологических закономерностей. Область изучений фундаментальной науки включает в себя общие законы и механизма психической деятельности, исследования функционирования психики. В основе же исследовательской, поисковой деятельности человека лежит потребность в новой информации, впечатлениях и знаниях, а также, естественно, результатах его деятельности. Эта потребность представляет собой неотъемлемую составляющую личности, а также ценностный компонент деятельности психологов-исследователей. Исследовательская активность требует от психологов-исследователей творческого отношения к миру, которая выражается как в мотивационной готовности, так и интеллектуальной способности к познанию реальности путем взаимодействия с ней практически, в постановке смелых исследовательских целей, а в следствие с этим, в изобретении новейших способов и средств их достижения, в получении разнообразных, порой непредвиденных результатов исследования и их дальнейшее изучение.

Цель практической психологии заключается в оказании психологической помощи конкретным людям с помощью знаний общих психологических закономерностей, перекладываемых на индивидуальность каждого конкретного человека.

В этой связи, в качестве предмета практической психологии выделяется индивидуальность и неповторимость личности, а также конкретные обстоятельства ее жизни. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев выделили два объяснения «практической психологии»: во-первых, как «прикладной дисциплины», особенностью которой является «ориентация на академическую исследовательскую психологию естественнонаучного типа», во-вторых, как «особой психологической практики», ориентированной на работу с психикой в противовес ее исследованию». [21]

Практическая психология, помимо прочего, дает возможность раскрыться возможностям человека посредством обоснования воздействий на него. Из этого естественным образом вытекают задачи практической психологии, связанные с поиском решений проблемы изучения закономерностей развития и формирования личности с целью создания методологии деятельности практического психолога, а также обнаружение различных способов применения психологических знаний, что в свою очередь гарантирует эффективное психологическое воздействие. На данный момент, выделяются пять основных направлений деятельности практических психологов:

психотерапия в рамках психологической модели. [1]

Следующее направление деятельности специалиста-психолога связано с психодиагностикой. Профессиональная деятельность психолога — диагностика подразумевает владение знаниями общих теоретико-методологических и методических принципов психологического и психодиагностического исследования, а также умения организации и проведения психодиагностического исследования в соответствии с поставленными целями и задачами, анализа и интерпретации полученного диагностического материала, составления психологических заключений и рекомендаций. Полученные в исследовании результаты психолог-диагност использует для прогнозирования индивидуального развития, возможных отклонений от его закономерного хода, в результате чего, полученные в рамках диагностики результаты с соблюдением всех правил этики доводятся до самого обследуемого или лиц, заинтересованных в них.

Цель данной работы заключается в формировании и совершенствовании психологической культуры населения. Помимо определенных требований к знаниям и навыкам психологов-диагностов, определенные требования предъявляются и к его личности. Как известно, психологи обладают высоким интеллектуальным уровнем, доминирующее положение в нем занимают оперативность мышления, системность и самостоятельность. При этом для специалиста-диагноста самостоятельность мышления приобретает особый смысл, поскольку важное значение имеет умение сохранять собственную позицию, настойчивость в ее защите и развитии, способность ориентироваться исключительно на собственное видение ситуации психодиагностики, на независимые диагностические гипотезы, а кроме того, на собственное представление о жизненном пути обследуемый личности. Имеющийся объем знаний у психолога-диагноста, позволяют ему обладать определенной гибкостью и системностью, и способностью к использованию его порой в нестандартных вариантах и комбинациях. Гибкость мышления важна при интерпретации результатов психодиагностического обследования и написании заключения, что является функцией синтетических способностей психолога. Именно в постановке объективного психологического диагноза требуется выход за пределы конкретной психодиагностической ситуации, поисков аналогий и обобщений.

Читать еще:  Психология на работе

Наконец, последнее, рассматриваемое нами направление деятельности специалиста-психолога, связано с консультативной практикой. Деятельность психолога-консультанта, согласно гуманистической парадигме, направлена на актуализацию заботы человека о себе и своей жизни. Исходя из этого, цель деятельность психолога — консультанта заключается в психологической поддержке человека в сложных жизненных ситуаций ситуациях, а также вдохновение на поиск возможностей выхода. Психологу-консультанту отведена существенная роль, поскольку от него зависит такое создание условий для исследования клиентом собственных внутренних ресурсов, которое было бы благоприятно решению возникшей проблемы. Из всего вышеупомянутого вытекают задачи формирования самосознания, способностей клиента брать ответственность за важнейшие жизненные решения, а также раскрытие внутреннего потенциала и способствование процессу самореализации. Психологическая готовность консультанта к оказанию помощи может быть определена через его положительную установку и веру в способность клиента решить свою проблему, что возможно с помощью безоценочного, безусловного принятия другого и конгруэнтности, что подразумевает способность быть самим собой в процессе взаимодействия с клиентом.

Таким образом, нами были выделены и описаны основные направления деятельности психолога, к которым относятся: психолог — диагност, психолог — практик, психолог — исследователь, психолог — консультант, на основании которых будут составлены вопросы интервью для исследования основных ценностных компонентов и значимостей профессии.

Основные направления, формы и методы работы психологической службы
учебно-методический материал

В данной работе отражены основные направления, формы и методы работы психологической службы в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
osnovnye_napravleniya_psihologicheskoy_sluzhby.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления, формы и методы работы психологической службы:

Цель: организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО.

В соответствии с поставленной целью психолог ставит перед собой следующие задачи:

  • оказать психологическую помощь субъектам образовательного процесса;
  • создавать игровую среду для формирования коммуникативных навыков обучающихся;
  • определить уровень психологической готовности дошкольников к обучению в школе;
  • взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих задержку психического развития, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы;
  • оказать психолого-педагогическую помощь детям, испытывающим трудности в адаптационный период;
  • способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.

Основными направления деятельности психолога являются:

1. Организационно-методическая работа – анализ и планирование деятельности; анализ научной и практической литературы для подбора инструментария; разработки развивающих и коррекционных программ; участие в научно-практических семинариях, конференциях; посещение совещаний и методических объединений; оформление кабинета.

2. Психодиагностическая работа – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности обучающихся. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Диагностическое обследование проводится также после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.

Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:

  • диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);
  • диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);
  • диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).

По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу).

В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Методы работы: наблюдение, опросные методы, тестирование

3. Коррекционно-развивающая работа – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности. Осуществляется на основе совместной деятельности педагогов, родителей (законных представителей).

Включает в себя следующие формы работы :

  • Групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах), развивающие игры;
  • Индивидуальные психокоррекционные занятия;
  • Занятия по подготовке детей к обучению в школе.

Основные методы коррекционной работы:

  • индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;
  • сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
  • куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка;
  • арттерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом;
  • релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.

4. Консультативная деятельность – оказание помощи учащимся, родителям (законным представителям), педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

5. Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся и воспитанников, разработка конкретных рекомендаций психологическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

6. Психологическое просвещение – формирование у учащихся и воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических работников начальной школы — детского сада потребности в педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Проводится в виде семинаров, выступлений на методических объединениях, педагогических совещаниях, родительских собраний, классных часах.

Формы работы психолога с педагогическим коллективом подразделяются на:

1. Групповые занятия, которые включают в себя педагогические часы, тренинги, собрания;

2. Индивидуальные занятия.

Формы работы психолога с родителями подразделяются на:

1. Групповые занятия (родительские собрания, анкетирование, опрос родителей);

2. Индивидуальные (консультации по вопросам полноценного развития и становления личности ребёнка);

3. Наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей,

Основные направления деятельности современного психолога

Социальный заказ на психологические услуги вызывается в большей мере потребностью людей в самопознании и самосовершенствовании, в способности жить психологически комфортно. Эти социальные потребности сформировали четыре основных направлений работы психолога: организационно-методическое, исследовательское, преподавательская деятельность, практическое.

Организационно-методическое направление обеспечивает планирование своего труда по различным аспектам решаемых психологических проблем с целью рационального использования собственного интеллектуального потенциала. Недостаточное внимание к данному направлению своей профессиональной деятельности затрудняет психологу постижение глубинных пластов своей профессии и создает угрозу нахождения его компетентности на поверхностном уровне.

В рамках этого направления психологом, во-первых, осуществляется планирование и анализ своей деятельности (составление годового, еженедельного плана работы, годового анализа работы); во-вторых, ведется текущая документация (заполнение рабочего журнала, составление графика работы); в-третьих, осуществляется подготовка материалов к консультированию, просвещению, коррекции и т.д. (изучение специализированной литературы, подбор диагностического инструментария, разработка коррекционно-развивающих программ, подготовка материалов для выступления на методических объединениях педагогов и оформления тематических стендов); в-четвертых, повышается уровень профессиональной квалификации (обучение на курсах повышения квалификации; посещение конференций, обучающих семинаров городского и регионального уровней; работа по теме самообразования; обобщение опыта работы на городском, республиканском, федеральном уровнях). Так же осуществляется обучение различных должностных лиц (персонала организации) использованию в их повседневной практике психологических знаний.

Исследовательское направление включает проведение научно-исследовательских работ в выбранной сфере (инженерной психологии, психологии управления, юридической психологии и др.). Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений). С помощью разнообразных методов — систематических наблюдений, экспериментов, бесед, тестирования — психологи получают объективные знания о психическом мире. Важное место здесь отводится психодиагностике — разработке методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Значительные усилия психолога направляются на поиск концептуальных подходов и анализ закономерностей психологических явлений.

Преподавательская деятельность является неотъемлемой частью работы психолога. Она может осуществляться в нескольких формах (проведение уроков и факультативов для учащихся, лекториев и психологических клубов для родителей и педагогов, участие в работе методических объединений и педагогических советов, организация конференций и выставок литературы). Кроме этого, просвещение, передача знаний — составная часть коррекционно-развивающей деятельности психолога.

Психологическое просвещение — самый первый этап приобщения педагогического коллектива, родителей и учащихся к психологическим знаниям. Смысл такого просвещения в следующем: знакомить педагогов с различными отраслями психологии — педагогической, социальной, возрастной, а учащихся — с основами самовоспитания; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их как у педагогов, так и у детей.

Психолог может стать хорошим преподавателем только в том случае, если он обладает целым комплексом способностей, знаний и навыков (организаторскими, коммуникативными, гностическими и др.) и педагогической техникой.

Практическая деятельность психолога включает различные виды работ: психологическая профилактика, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование и психотерапия. Все эти виды работ взаимосвязаны и в практической деятельности психолога присутствуют в нерасторжимом единстве.

Перечисленные направления практической психологии расположены по возрастанию степени ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они предполагают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.

Психологическая профилактика — на основе своих знаний и опыта психолог проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии индивида.

Психодиагностика – изучает методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни.

Психологическая коррекция— деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психологическое консультирование — это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия.

Психотерапия — особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психологического характера.

Основные направления деятельности психолога в образовании.

Работа практического психолога в системе образования осуществляется по следующим основным направлениям:

Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. Просветительская деятельность психолога может осуществляться в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Основной смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи Психопрофилактическая работа — формирование педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта. Можно говорить о трех уровнях психопрофилактики. Первый уровень — первичная профилактика, направленная на детей, не имеющих значительных эмоциональных, поведенческих и учебных проблем. Второй уровень — вторичная профилактика, работа с детьми группы риска, у которых замечено появление соответствующих проблем. Третий уровень — третичная профилактика в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На этом уровне собственно профилактическая деятельность осуществляется параллельно с кор-рекционной.

Психопрофилактическая работа включает в себя:

•адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;

•обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;

•определение психологической готовности к обучению, оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, •подготовка совместно с учителем программы индивид-й работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;

•проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;

Психодиагностическая работа — психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.

Для реализации этих задач практический психолог:

•проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;

•проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, •диагностирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей, причины наруш поведения, ур-нь овладения необходимыми навыками и умениями;

•проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психол-е причины нарушения общения.

Развивающая и психокоррекционная работа — активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы практический психолог разрабатывает программы развивающей и психокоррекционной работы, они включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.

Консультативная работа психолога направлена на оказание помощи при решении человеком определенных проблем:

•консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;

•проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, развития, самовоспитания и др.;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector