Психологи работающие в науке
10 популярных направлений психологии
Со времени своего появления ещё в греко-римской древности психологическая наука претерпела множество метаморфоз и изменений. Каждая эпоха, каждый новый век, каждое десятилетие привносили в психологию что-то своё, благодаря чему в наши дни существует не просто психология как самостоятельная и самодостаточная дисциплина, но психология, которая имеет всевозможные ответвления и направления. В этой статье мы поговорим о десяти наиболее популярных в нашу современность психологических направлениях. К ним можно отнести:
Ниже вкратце о каждом из этих направлений.
Нейролингвистическое программирование является одним из направлений в практической психологии и психотерапии, основанным на специальных техниках моделирования вербального и невербального поведения человека, успешного в какой-либо области, а также наборе особых связей между памятью, движением глаз и формами речи.
НЛП появилось в 60-х – 70-х годах прошлого столетия благодаря деятельности группы учёных: Ричарда Бендлера, Джона Гриндера и Фрэнка Пьюселика, работавших под патронажем известного антрополога Грегори Бейтсона. НЛП не признаётся академическим научным сообществом, а многие методики, согласно заключениям противников этого метода, не могут быть научно обоснованы. Однако в наше время НЛП является очень популярным, имеет огромное количество сторонников и практикуется множеством организаций во время психологических тренингов, а также различными тренинговыми и консалтинговыми компаниями.
Психоанализ
Психоанализ представляет собой психологическую теорию, которую разработал австрийский невролог Зигмунд Фрейд на рубеже XIX-XX веков. Психоанализ также считается эффективнейшим методом лечения психических отклонений, основанным на этой теории. Благодаря деятельности таких учёных как К.Г. Юнг, А. Адлер, Г.С. Салливан, К. Хорни, Ж. Лакан и Э. Фромм это направление получило сильнейшее развитие. Среди основных положений психоанализа можно выделить то, что поведение, опыт и познание человека определяются, главным образом, внутренними нерациональными бессознательными влечениями; структура личности и её развитие определены событиями, произошедшими в раннем детстве; противостояние между сознательным и бессознательным может приводить к психическим расстройствам и т.д.
В современной интерпретации психоанализ состоит более чем из двадцати различных концепций человеческого развития, а подходы к лечению психических недугов посредством психоанализа столь же различны, сколько и сами теории.
Гештальтпсихология
Школа гештальтпсихологии была основана в начале XX века чешским психологом и философом Максом Вертгеймером. Предвестниками её появления стали исследования восприятия, а в центре внимания находится стремление психики к организации получаемого человеком опыта в доступную для понимания единицу. Согласно идеям гештальтпсихологии, базисными психологическими данными являются гештальты – целостные структуры, которые не выделяются из общего числа компонентов, их образующих. Им присущи свои законы и характеристики.
В последнее время гештальтпсихология сменила свои позиции по отношению к сознанию человека и утверждает, что анализ этого сознания должен в первую очередь быть направлен не на отдельные элементы, а на целостные психические образы. Вместе с психоанализом и феноменологией гештальтпсихология стала основой гештальттерапии, где основные идеи перенесены с процессов восприятия на общее миропонимание.
Расстановки по Хеллингеру
Системно-семейные расстановки являются феноменологическим методом системной семейной терапии, основные важные открытия в котором были сделаны немецким философом, психотерапевтом и богословом Бертом Хеллингером. Сам метод предназначен для коррекции системных семейных травм, называемых системными динамиками, и устранения их последствий.
Терапевты, работающие по этой методике, определили, что многие проблемы людей связаны с семейными травмами, имевшими место в прошлом, такими как убийства, суициды, ранние смерти, изнасилования, переезды, разрывы семейных отношений и т.п. Расстановки по Хеллингеру отличаются от других подобных методов тем, что они являются кратковременными и используются лишь один раз. В своих книгах Хеллингер относит эту методику не столько к психотерапевтическим направлениям, сколько к духовным практикам.
Гипноз
Гипнозом называют измененное состояние сознания, которое характеризуется одновременно как признаками бодрствования, так и сна, во время которого могут происходить и сновидения. Благодаря гипнозу в одно и то же время могут параллельно сосуществовать два состояния сознания, которые в обычной жизни являются взаимоисключающими. Первые сведения о гипнозе датируются ещё третьим тысячелетием до нашей эры – гипноз практиковался в Древней Индии, Египте, Тибете, Риме, Греции и других странах.
Идея гипноза базируется на двойственности природы психики, в которой есть сознательное и бессознательное. И случается так, что бессознательное оказывает больше влияния на психику, нежели разум. Поэтому в настоящее время при помощи гипноза опытные специалисты разрешают всевозможные проблемы людей, которые не удаётся устранить более традиционными методами.
Позитивная психотерапия
Метод позитивной психотерапии является одним из основных в своей сфере. Он был основан немецким неврологом и психиатром Носсратом Пезешкианом в 1968 году, но Европейской ассоциацией психотерапии был признан в 1996 году, а Всемирным советом психотерапии — лишь в 2008 году.
Эта психотерапевтическая методика относится к разряду транскультурных, психодинамических психотерапевтических методик с гуманистической позицией. Согласно ей, важнейшей данностью человеческой природы являются способности (как врождённые, так и приобретённые). А сама методика построена таким образом, что включает в себя рациональный и сугубо научный западный подход, а также восточную мудрость и философию. В 2009 году основатель позитивной психотерапии номинировался на Нобелевскую премию за заслуги в физиологии и медицине.
Клиент-центрированная терапия
Клиент-центрированная терапия в качестве психотерапевтического метода была предложена американским психологом Карлом Роджерсом как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Изначально автором была представлена гипотеза, согласно которой человек в силах самостоятельно изменить себя, а психотерапевт выполняет лишь роль наблюдателя, контролирующего процесс. Однако позже был сделан уклон на улучшении методов, которые помогут специалисту лучше понять состояние клиента и изменения в нём в ходе терапии. Именно благодаря основной идее метода (прийти к пониманию самовосприятия человека) метод и получил своё название. Есть и ещё один важный момент: в клиент-центрированной терапии главнейшая роль отводится построению взаимоотношений между пациентом и терапевтом как залога достижения успеха в лечении.
Арт-терапия
Арт-терапия представляет собой особый вид психологической коррекции и психотерапии, который основывается на творчестве и искусстве. В более узком понимании арт-терапию можно назвать лечением посредством изобразительного творчества, целью которого является воздействие на психоэмоциональное состояние человека.
Сам термин, обозначающий «лечение искусством», был введён в 1938 году британским художником и терапевтом Адрианом Хиллом в то время, когда он описывал свою работу в медицинских учреждениях с больными туберкулёзом. Затем метода была применена в США в работе с детьми, которые были вывезены из концлагерей фашистов во время Второй мировой войны. С течением времени арт-терапия набирала всё больше приверженцев, а в 1960 году в США была основана Американская арт-терапевтическая ассоциация.
Телесно-ориентированная терапия
Телесно-ориентированная психотерапия является терапевтической практикой, которая позволяет работать с неврозами и проблемами людей посредством телесного контакта. Основателем этого направления считается ученик Зигмунда Фрейда американский и австрийский психолог Вильгельм Райх, отошедший в своё время от психоанализа и акцентировавший внимание на теле.
В основе этой терапии лежит понятие «мускульного (характерологического) панциря», согласно которому мышечные зажимы формируются как защита от беспокойств, возникающих у детей на основе сексуальных желаний и сопровождающихся страхом быть наказанными. Со временем подавление этого страха становится хроническим, в результате чего образуются специфические черты характера, которые и образуют этот панцирь.
Позже идеи Райха были продолжены Идой Ролф, Гердой Бойесен, Мэрион Розен и Александром Лоуэном. В России к данному направлению психотерапии часто относят метод Фельденкрайза.
Коучинг
Коучинг — это сравнительно недавно появившийся метод тренинга и консалтинга, отличающийся от традиционных тем, что в нём отсутствуют жёсткие рекомендации и советы, но присутствует совместный с клиентом поиск решения проблем. Также коучинг отличается ярко выраженной мотивацией на достижение определённых целей и результатов в деятельности и повседневной жизни.
Основоположниками коучинга считают американского коуча и создателя концепции внутренней игры Тимоти Голви, британского автогонщика и бизнес-тренера Джона Уитмора и основателя Университета коучей и других коуч-организаций Томаса Дж. Леонарда.
Основная идея коучинга состоит в том, чтобы переместить человека из области проблемы в область её эффективного решения, позволить ему увидеть новые способы и пути максимального раскрытия своего потенциала, а также помочь наладить дела в различных сферах своей жизнедеятельности.
Конечно, представленные описания не могут вместить в себя всю полноту этих психологических направлений, так же, как и не могут раскрыть все их особенности. Но нашей задачей было лишь познакомить вас с ними, представив очень краткую характеристику. А в каком направлении развиваться вам – это уже дело вашего личного выбора.
Мы будем рады, если вы поучаствуете в нашем небольшом голосовании. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какое из описанных направлений показалось вам наиболее интересным?
Научные исследования как тип деятельности психологов
Научно-исследовательская работа в области фундаментальной и прикладной психологии — один из наиболее распространенных и престижных типов деятельности профессиональных психологов. Ученые, работающие в области научной психологии, проводят исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений). С помощью разнообразных методов (систематических наблюдений, экспериментов, бесед, тестирования) психологи получают объективные знания о психическом мире. Для изучения психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории. Они используют, например, такие понятия, как деятельность, индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности, общение, способности, сенсорика и перцепция, уровень притязаний, аффект, фрустрация и т.п. Для описания взаимосвязей и механизмов психической деятельности разрабатывают научные теории и концепции, которые помогают объяснять и предсказывать те или иные психические явления.
Научно-психологические исследования характеризуются объективностью, обобщенностью, систематичностью, доказательностью, опорой на научные факты и понятия. Научно-психологические знания и результаты исследований обычно излагаются на языке научной психологии, попятном профессиональным психологам и не всегда доступном неподготовленному читателю.
Научную психологию нередко называют академической.
Психологи, работающие в сфере научной психологии, проводят психологические исследования. Основные задачи их исследовательской деятельности:
- — объяснение психологических феноменов;
- — доказательство тех или иных теоретических положений (гипотез);
- — прогнозирование определенных психологических фактов.
Обзор и анализ научной литературы составляет первый этап психологического исследования. Психологи, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, много работают с научной литературой, изучают книги и статьи, анализируют, сравнивают и обобщают описанные в них научные факты, концепции, полученные другими учеными, выявляют на этой основе существующие подходы к изучению тех или иных психологических проблем, выявляют нерешенные научные проблемы.
Поиск книг по интересующей проблеме обычно начинают с систематических каталогов библиотеки. Для более широкого обзора информации о книгах по проблеме используются библиографические ссылки в конце книг и статей. В зависимости от количества авторов и структуры книги выделяют следующие типы психологических изданий: монографию, коллективную монографию, сборник научных трудов. Монография — книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященного одному вопросу. В том случае, когда она написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сборник научных трудов содержит несколько статей, посвященных ряду проблем сходной тематики, но не соединенных общей идеей или структурой исследования.
Для сообщения коллегам результатов исследования психологи используют периодические издания, например журналы. Особенность статьи в журнале — оперативность публикации. Она содержит лаконичное изложение целей, задач, методики и результатов научного исследования. В мире существует большое количество научных журналов, выпускаемых издательствами или психологическими обществами и ассоциациями. Некоторые из них издаются в конкретной стране, на ее национальном языке и предназначены для психологов этой страны. Наиболее известными в России являются журналы «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник Московского университета. Серия 14, психология».
В России также публикуются журналы «Иностранная психология», «Психологическое обозрение», «Мир психологии», «Акмеология», «Консультативная психология и психотерапия», «Журнал практического психолога», «Журнал практического психолога и психоанализа», «Семейная психология и семейная терапия», «Психолог в детском саду», «Психология и школа», «Психология в вузе», «Психология зрелости и старения», журнал «Психологическое консультирование Онлайн», «Психологическая диагностика».
Выпускается также большое количество международных журналов, каждый из которых обычно посвящен определенной психологической тематике. Большинство из них публикуется на английском языке.
Статьи по психологии публикуются и в других журналах по смежным наукам, например в журналах «Вопросы философии», «Вопросы педагогики», «Дошкольное воспитание» и т.п.
Вторым этапом научной работы психолога является разработка. организация и проведение психологического исследования. направленного на сбор эмпирических данных. В настоящее время во многих науках под эмпирией (эмпирикой) понимают любую совокупность научных фактов, данных. Эмпирическим называют такое исследование, цель которого — получение данных различными способами (методами наблюдения и самонаблюдения, лабораторного и естественного эксперимента, моделирования) [1] .
Порой путают такие понятия, как «эмпирический» и «экспериментальный». Термин «эксперимент» (от лат. experimentum — проба, опыт) означает научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. Экспериментальные данные, получаемые психологами в исследованиях, являются в то же самое время и эмпирическими. Однако помимо экспериментальных к эмпирическим относятся также данные, полученные с помощью других методов психологического исследования (в результате наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования).
Третий этап научного исследования — обработка результатов эмпирического исследования. Эмпирические данные, полученные исследователем, обрабатываются с помощью количественных и качественных методов. Для квалифицированной обработки надежного доказательства научных гипотез обычно используются методы математической статистики.
Четвертый этап психологического исследования — анализ, систематизация. интерпретация (объяснение) полученных и обработанных данных, формулировка обобщенных выводов. Значение этого этапа достаточно велико, поскольку психологу важно не только получить определенные эмпирические данные и обработать их, но и найти им объяснение с точки зрения психологических закономерностей и механизмов.
Таким образом, психологи, работающие в науке, выявляют научные факты, углубляющие наши знания о психическом мире людей и животных, изучают закономерности психической жизни, разрабатывают теории, позволяющие объяснить психологические факты и закономерности, создают методы психологического исследования.
Результаты исследований излагаются в научных публикациях (книгах, статьях) и выступлениях на научных конференциях и симпозиумах. Психологи (как и ученые других специальностей) информируют коллег о полученных ими научных результатах через публикацию книг, статей в научных журналах и сборниках научных трудов. Для этого используется соответствующий язык и стиль письменной и устной научной речи.
Психологические книги могут иметь разного адресата. В зависимости от этого они бывают разных жанров.
Первый тип публикаций — это научные книги, которые предназначены для коллег — профессиональных психологов. Они пишутся научным языком и ставят своей задачей сообщение данных но какой-либо проблеме. Студенты и читатели-непрофессионалы могут испытывать трудности при чтении таких книг по причине недостаточного знания существа описываемой проблемы и используемой терминологии.
Второй тип публикаций — это учебники и учебные пособия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они пишутся также научным языком, хотя степень сложности и доступности излагаемой проблемы, количество используемой научной терминологии должны соответствовать уровню студентов, для которых это учебное пособие предназначено. Основная задача, на которую ориентируются авторы такого рода книг, — систематизированное изложение какой-либо области психологического знания.
Третий тип публикаций — это научно-популярные книги, которые предназначены для широкого круга читателей. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо психологической проблемы и не предполагают знания читателем профессиональной психологической терминологии. Научные термины или доступно разъясняются, или заменяются более простыми языковыми оборотами. Задача автора такой книги — популяризация психологических знаний, повышение психологической культуры читателя.
Есть книги, в которых сочетаются эти три типа жанров. Системно и ясно написанные научные труды могут использоваться в качестве учебников, а также быть полезны для широкого круга читателей. К такому типу книг относится, например, фундаментальный труд С. Л. Рубинштейна «Основы обшей психологии». Научно-популярные книги, несмотря на легкость литературного стиля, отсутствие сугубо профессиональной терминологии, иногда могут представлять научную ценность.
Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, психологических лабораториях университетов и институтов, отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Научные исследования служат также важным видом профессиональной деятельности преподавателей университетов и учебных институтов. Для проведения научно-исследовательской работы по актуальной психологической тематике могут присуждаться гранты научных фондов, которые обеспечивают финансирование соответствующей деятельности ученых.
Научная деятельность профессиональных психологов
Научная психология — одна из важнейших сфер деятельности профессиональных психологов.
Психологи, работающие в области научной психологии, проводят научные исследования психических явлений, закономерностей психических процессов, состояний, свойств. Особенностью научных исследований психики является объективность и большая достоверность психологических знаний. Исследования направлены на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений). С помощью разнообразных методов — систематических наблюдений, экспериментов, бесед, тестирования — психологи получают объективные знания о психическом мире. Для изучения и характеристики психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности, общение, способности, сенсорика и перцепция, уровень притязаний, аффект, фрустрация и т.п. Для описания взаимосвязей и механизмов психической деятельности они разрабатывают научные теории и концепции, которые помогают объяснять и предсказывать те или иные психические явления. Научно-психологические исследования характеризуются их обобщенностью, систематичностью, доказательностью, опорой на научные факты и понятия. Научно-психологические знания и результаты исследований обычно излагаются на языке научной психологии, понятном для профессиональных психологов, и не всегда доступны для понимания неподготовленного читателя.
Научную психологию еще нередко называют академической. В то же время существует и особое направление научной психологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей практического применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.
Психологи, работающие в сфере научной психологии, проводят психологические исследования. Основные задачи их исследовательской деятельности:
- — объяснение психологических феноменов,
- — доказательство тех или иных теоретических положений (гипотез),
- — прогнозирование определенных психологических фактов.
Они должны уметь работать с научной литературой, выявлять на этой основе существующие подходы к изучению тех или иных психологических проблем, систематизировать научные факты, полученные другими учеными и описанные в книгах и статьях. Для ученого, работающего в сфере науки, важно владеть языком и стилем письменной и устной научной речи. Результаты исследований он должен излагать в публикациях и выступлениях на научных конференциях и симпозиумах. Психологи-ученые должны уметь разработать, организовать и провести психологическое исследование, направленное на сбор эмпирических данных. Термин «эмпирия» (эмпирика) происходит от греческого слова «empeiria» (опыт). В настоящее время во многих науках под эмпирией (эмпирикой) понимают любую совокупность научных фактов, данных. Эмпирическим называют такое исследование, цель которого — получение данных различными способами: методами наблюдения и самонаблюдения, лабораторного и естественного эксперимента, моделирования (Куликов, 1994, с.5).
Порой психологи путают такие понятия как эмпирический и экспериментальный. Термин «эксперимент» происходит от латинского слова «experimentum» (проба, опыт) и означает научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий (там же). Экспериментальные данные, получаемые психологами в исследованиях, являются в то же самое время и эмпирическими. Однако помимо экспериментальных к эмпирическим относятся также данные, полученные с помощью других методов психологического исследования (в результате наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования).
Необходимым профессиональным умением психологов-ученых можно считать владение методами математической статистики, которые необходимы для квалифицированной обработки эмпирических данных, полученных в исследовании, для надежного доказательства научных гипотез. Кроме того, важно научиться правильному анализу, систематизации и интерпретации (объяснению) полученных и обработанных данных.
Таким образом, психологи, работающие в науке, выявляют научные факты, углубляющие наши знания о психическом мире людей (или животных), изучают закономерности психической жизни, разрабатывают теории, позволяющие объяснить психологические факты и закономерности, создают методы психологического исследования. Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетов и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Научные исследования служат также важным видом профессиональной деятельности преподавателей университетов и учебных институтов.
Кем и где может работать психолог: список профессий, связанных с психологией
Здравствуйте, уважаемые читатели dohodinet.ru. Профессии, связанные с психологией и открытые дипломированным психологам не лежат на поверхности. Некоторые прибыльные и социально значимые направления нужно еще поискать. Выбрать специализацию можно только детально изучив возможные направления работы.
Кем может работать психолог: ТОП-10 специальностей
Дипломированный психолог может работать на любой должности. Сотрудников без опыта работы берут на управленческие должности, легко назначают менеджерами по продажам или консультантами. В то же время даже у выпускника-бакалавра есть ряд других направлений труда, тесно связанных или прямо зависящих от диплома. В список попадают:
- Педагог-психолог. Преподает в ВУЗе. Для этого сначала нужно закончить аспирантуру.
- Клинический психолог. Работает в частной или государственной клинике.
- Социальный психолог. Помогает малообеспеченным, неблагонадежным семьям, работает с асоциальными слоями населения.
- Школьный или дошкольный психолог. Проводит профильное тестирование, мониторит психологическое состояние детей.
- Семейный психолог. Работает с конкретными семьями по аналогии с семейным терапевтом. Помогает сохранять хорошие взаимоотношения, выявлять проблемы на зачаточной стадии.
- Психолог на предприятии. Помогает решать конфликтные и кризисные ситуации сотрудников.
- Специалист в сфере продаж. Помогает отделу маркетинга строить рекламу и продажи так, чтобы получать наибольшее количество откликов.
- Кадровый агент. Принимает сотрудников в компанию.
- Психолог-консультант в полиции, прокуратуре. Консультирует органы по вопросам, связанным с поведением подозреваемого или обвиняемого. Помогает строить линию допроса.
- Частная практика. Если финансовое положение позволяет, то с дипломом можно легко открыть фирму и заниматься психологической деятельностью самостоятельно, не ограничивая себя руководством больницы или конкретными клиентами.
Педагог-психолог
Первое место, куда можно пойти работать психологу после окончания магистратуры – это университет. ВУЗ принимает выпускников в аспирантуру с хорошими оценками. С этого момента психолог считается практикующим преподавателем. После защиты кандидатской диссертации он получает ученую степень и становится автономным в профессиональной деятельности.
Главный плюс: Стабильность. Работать там же, где проходило обучение, легко. Все лица уже знакомы, не нужно заново адаптироваться. Кроме того, зарплата, премиальные и социальное страхование гарантируется государством.
Главный минус: Уровень заработной платы зависит от стажа, ученого звания и других косвенных факторов. Из-за этого в первые годы работы оплата труда будет низкой.
Клинический психолог
Психолог в больнице (частной или государственной) – это второе по популярности место трудоустройства выпускников ВУЗа. Психологи в этой сфере высоко котируются, они получают те же субсидии и льготы, что и врачи общей практики. В то же время им также необходимо пройти специальное обучение в формате переквалификации и ординатуру.
Главный плюс: Хорошая оплата труда и возможность наработать клиентскую базу. Даже в государственных клиниках психологам хорошо платят, а в частных они могут получать стабильно высокую зарплату при условно низком потоке клиентов.
Главный минус: Длительное обучение. Недостаточно закончить бакалавриат и магистратуру, нужно будет подтвердить свой статус врача и закончить ординатуру.
Психолог-консультант в социальной сфере
Работа с незащищенными и асоциальными слоями населения – тяжелая и не всегда хорошо оплачиваемая. Это скорее призвание, чем профессия, и нужно быть готовым ко всем сложностям. Тем не менее, такие специалисты в дальнейшем хорошо котируются во всех направлениях, связанных с психологией, из-за огромного опыта и высокой стрессоустойчивости.
Главный плюс: Огромный опыт работы, который можем помочь в дальнейшем занять руководящие, высокооплачиваемые должности в любом психологическом направлении.
Главный минус: Низкая оплата труда и необходимость постоянно контактировать с асоциальными элементами.
Школьный или дошкольный психолог
Психолог-воспитатель или школьный психолог – это прекрасная возможность реализовать себя в процессе работы с детьми. Это нестандартная работа, сложная, но не объемная. Идеально подходит для начинающих специалистов.
Главный плюс: Детский сад и школа – это спокойные места работы. Услуги психолога нужны нерегулярно, поэтому у специалиста есть достаточно времени для саморазвития.
Главный минус: Каждый ребенок требует индивидуального, деликатного подхода. Кроме того, иногда психолога просят совмещать в себе несколько функций одновременно, например, выполняя работу психолога-логопеда.
Семейный психолог
Опытные специалисты часто переходят от государственной или частной практики к опыту семейной психологии. Эта концепция подразумевает наличие у семьи одного психолога, который наблюдает за их проблемами в системе и едином микроклимате. Благодаря этому он может эффективнее помогать их решать.
Главный плюс: Высокий уровень дохода и небольшой объем работы. Можно будет посвятить себя процессу, постоянно совершенствуясь и применяя новые методики.
Главный минус: Такого рода вакансии появляются на рынке крайне редко. Клиентов придется искать самостоятельно, задействуя в процессе друзей и знакомых.
Психолог на предприятии
Большие коммерческие учреждения нанимают в свой штат личных психологов. Эти специалисты должны не только оказывать психологическую поддержку сотрудникам, которые в этом нуждаются. Их дополнительная обязанность – выполнять роль преподавателя, который учит работников коммуникации и эффективному взаимодействию, решает их конфликты.
Главный плюс: Стабильное место работы с ограниченным кругом клиентов. За год можно детально изучить весь штат и их основные проблемы.
Главный минус: Узкая сфера, тесно связанная с конфликтологией и мотивацией. Малое пространство для карьерного роста.
Специалист в сфере продаж
В больших фирмах отделы маркетинга, продаж или рекламы всегда нуждаются в штатном психологе. В список его задач входит: анализ рынка, предложений конкурентов, подготовка максимально выгодной психологической уловки для клиентов. Работа нестандартная и интересная, подходит людям с креативным мышлением.
Главный плюс: Меньший уровень ответственности. Не нужно выполнять роль учителя или наставника. Психолог дает рекомендации – а рекламный или маркетинговый отделы самостоятельно внедряют их в жизнь.
Главный минус: На работу влияют не только объективные показатели, но и отзывы клиентов, партнеров. Из-за этого может страдать оплата труда.
Кадровый агент
Еще одна специальность, которая связана с психологией, но не делает из психолога врача или преподавателя – это кадровый агент (кадровик). Он должен проводить тестирование и опрос кандидатов на определенную должность, проверять, подходят ли они заданным руководством параметрам. Работа интересная и несложная, но требующая усидчивости, внимательности и хорошего навыка общения с людьми.
Главный плюс: Стабильный высокий доход. Работа в офисе, не требует изучения специфических психологических методик. Можно выполнять роль кадрового агента сразу в нескольких учреждениях.
Главный минус: Малое пространство для профессионального роста. Зависимость от наличия или отсутствия необходимости в кадрах на определенном предприятии.
Психолог-консультант в полиции, прокуратуре
Психолог, работающий в органах внутренних дел, это человек невероятной выдержки, как психологической, так и профессиональной. Постоянный контакт с преступниками и другими асоциальными элементами подходит только тем, кто готов к постоянному эмоциональному напряжению. Кроме того, высоки профессиональные риски, ведь ошибочные выводы могут привести к ответственности, в том числе уголовной.
Главный плюс: Хороший доход и возможность самореализации. У психологов-консультантов в ОВД открыт доступ ко всем современным психологическим наработкам за счет их особого статуса.
Главный минус: Высокий уровень ответственности и психологической нагрузки на работника. Приходится разбираться как с делами сотрудников, так и с обязанностями, связанными непосредственно с ходом уголовных и административных дел.
Частная практика
Личный бизнес – это самый рискованный, но самый прибыльный вариант. Нет никаких ограничений по типу практики. Это может быть что угодно: личная психологическая школа, частные консультации или же групповые тренинги.
Главный плюс: Можно постоянно учиться новому. Нет никаких ограничений карьерного и личностного роста. При должном старании и удаче доход ничем не ограничен. Компанию можно постоянно расширять, нанимать новых сотрудников.
Главный минус: Заработок нестабильный, полностью зависит от психолога. Если перестать расширять клиентскую базу и сферу предоставляемых услуг, их качество, можно быстро потерять доход.
Заключение
Работать психологом – это сложное, часто неблагодарное дело. В каждой специальности из списка ТОП-10 есть свои сильные и слабые стороны, которые по-разному раскрываются для каждого человека. Тем не менее, с образованием психолога можно осваивать множество разных профессий, главное – хотеть работать и стремиться к карьерному росту.