Психология и социальная педагогика специальность кем работать
Социальный психолог
Социальный психолог специализируются на изучении различных групп: малых, крупных, рабочих коллективов, населения региона, спортивных команд и т.п. Его интересуют феномены, возникающие и протекающие в этих группах, закономерности их развития, способы управления ими, а также социометрия, прогнозирование, психодиагностика и многое другое. Работа относится к разряду «человек – человек». Профессия подходит тем, кого интересует психология и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Краткое описание
Социальная психология потому и получила такое название, что специализируется на изучении социума, а заодно способов его менять, управлять им, помогать людям успешно функционировать в его рамках. Социальный психолог неплохо разбирается во всех отраслях психологии, но в первую очередь специализируется именно на работе с коллективами, на алгоритмах возникающих и протекающих в них процессов, на правила и принципы их жизни.
Особенности профессии
Профессия социального психолога может быть направлена как на исследовательскую деятельность, так и на разработку практических, прикладных решений для конкретных коллективов. Оба варианта по-своему важны: первый улучшает теоретическую базу социальной психологии, второй – помогает создать здоровую атмосферу в любой группе. Основные трудовые обязанности специалистов в этой области следующие:
- Исследование состояния коллектива и всех его участников, в том числе, за счет использования психодиагностических методик.
- Мониторинг психологической безопасности участников группы.
- Оказание психологической помощи участникам группы или всему коллективу в целом (социальные психологи могут проводить мероприятия, направленные на сплочение команды).
- Создание и реализация программ, направленных на психологическое просвещение, психокоррекционную работу, профилактическое воздействие, повышение психологического здоровья населения.
- Психологическое сопровождение людей, относящихся к социально уязвимым слоям населения, психологическая помощь сотрудникам социальных организаций, психологическое сопровождение образования и жизни замещающих семей.
- Разработка и реализация тренинговых программ, направленных на улучшение психологического климата в коллективе, ведение терапевтических и других групп.
- Проведение психологических исследований, разработка теоретических концепций, оформление соответствующей документации.
- Психологическая помощь при реабилитации в результате серьезных травм и повреждений, возвращение человека в социум.
Социальный психолог может заниматься достаточно разнообразной деятельностью, специализироваться на разной проблематике, однако суть ее – работа с коллективом и человеком в нем – остается неизменной.
Плюсы и минусы
Плюсы
- Интересная, общественно полезная профессия.
- Активно развивающаяся отрасль психологической науки, имеющая особую значимость в контексте глобализации.
- Возможность помогать людям.
- Возможность использовать профессиональные знания в собственной жизни.
Минусы
- Быстрое профессиональное выгорание при постоянной работе с социально уязвимыми категориями населения.
- Невысокая заработная плата.
- Высокая ответственность за состояние подопечных.
Важные личные качества
Для социального психолога важен аналитический склад ума примерно в той же степени, как и способности к эмпатии. Также подобный специалист должен быть ответственным, трудолюбивым, терпеливым, готовым к постоянному пополнению багажа своих знаний, к разработке нестандартных решений для заданных проблем. Не помешает ему и умение абстрагироваться от ситуаций своих подопечных, не принимать их слишком близко к сердцу.
Обучение на социального психолога
Чтобы стать социальным психологом, нужно получить высшее образование по общему профилю «Психология», его код — 37.03.01. Для поступления нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, биологии и иностранному языку либо математике (на усмотрение вуза). Некоторые высшие образовательные учреждения в качестве третьего предмета выбирают обществознание. Форма обучения может быть очной, заочной, очно-заочной. В первом случае диплом бакалавра студенты получают за 4 года, в остальных – за 5 лет.
Педагог-психолог: плюсы и минусы профессии
Будущие студенты факультетов психологии, а также те, кто уже получил высшее образование по специальности «Педагог-психолог», начинают размышлять о том, что предусматривает выбранное ими направление деятельности. Это связано с тем, что сфера психологии подразумевает много разнообразных областей. Чтобы выбрать действительно подходящее профессиональное направление будущей деятельности, которое будет приносить удовольствие, необходимо обладать как можно большим количеством информации о том, что входит в обязанности такого рода специалиста, где он может работать, какими качествами должен обладать, где получить соответствующее образование.
Общие сведения
Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души. С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии.
Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ». Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы.
- Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
- Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
- Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
- Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.
- Размер оклада у начинающего специалиста;
- Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
- Коммерческая сфера не развита в России.
Обязанности
Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:
- Проведение работ по сохранению психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учебных заведениях;
- Участие в охране прав в соответствии с «Конвенцией по охране прав ребёнка»;
- Проведение анализа факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие личности учащихся и воспитанников, а также принятие мер по оказанию различного рода психологической помощи;
- Составление психолого-педагогических заключений на основании материалов исследовательских работ;
- Оказание психологической поддержки творчески одарённым детям;
- Ведение документации по установленной форме;
- Осуществление работы по устранению проблем в развитии личности;
- Проведение различных социально-психологических тренингов;
- Консультирование и оказание психологической помощи сотрудникам учреждений;
- Проведение занятий по профилактике социальной дезадаптации.
Место работы
В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.
Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:
- Психологическая консультация в школьных и дошкольных учреждениях.
- Медицинский вид психологических консультаций.
- Преподавание психологии.
- Деятельность в службе работы с кадрами.
В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:
- Дошкольных и образовательных (школы, техникумы, ВУЗы) заведениях;
- Медицинских учреждениях (реабилитационные центры) и сфере здравоохранения (детские больницы, санатории);
- Социальных службах (центры социальной защиты, приюты для бездомных и др.) и правоохранительных органах (полиция, воспитательные колонии и др.);
- На предприятиях в любой сфере человеческой деятельности, где работа сотрудников подразумевает наличие психологически-эмоциональных нагрузок;
- В специальных подразделениях, созданных Министерством по чрезвычайным ситуациям;
- Предоставление индивидуальных профессиональных услуг в частных кабинетах.
Важные качества
Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.
Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя. Из этого следует, что к личным качествам относится:
- Богатый лексический запас;
- Знание литературы, истории, искусства;
- Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.
Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:
- Гуманитарный и аналитический склад ума;
- Воспитанность и тактичность;
- Гуманность и деликатность;
- Уравновешенность и спокойствие;
- Учтивость и вежливость;
- Общительность и умение располагать к себе человека;
- Человеколюбие;
- Наблюдательность и проницательность;
- Обладать даром убеждения.
Обучение
Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».
Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:
- Русский язык;
- Математика (базовый уровень);
- Биология (профильный предмет).
Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.
Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:
- «Психология личности и группы».
- «Формирование педагогической деятельности».
- «Психология развития».
- «Психологическое сопровождение педагогического процесса».
Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:
- Общая психология;
- Психология управления;
- Психодиагностика;
- Индивидуальная и социальная психология;
- Психологическое консультирование;
- Возрастная психология;
- Социальный и психологический тренинги;
- Социальная педагогика.
- Теория и методика обучения и воспитания;
- Психология в коммерции и образовании;
- Менеджмент организации;
- Управление персоналом;
- Конфликтология;
- Иностранный язык.
Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.
Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:
- Московский социально-педагогический институт (средний балл ЕГЭ – 56.8, стоимость обучения 110 тыс. руб. в год);
- Московский городской педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 72.12, стоимость обучения 199,6 тыс. руб. в год);
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (средний балл ЕГЭ – 67.07, стоимость обучения 138,7 тыс. руб. в год);
- Российский государственный профессионально-педагогический университет
- (средний балл ЕГЭ – 62.5, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
- Уральский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 63.81, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
- Новосибирский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 61.73, стоимость обучения 87 тыс. руб. в год);
- Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (средний балл ЕГЭ – 63.10, стоимость обучения 95,3 тыс. руб. в год).
Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.
Заработная плата
Средний оклад педагога-психолога по РФ составляет 31 000 руб. В зависимости от региона и места работы данная цифра может изменятся.
Минимальная зарплата – 15,4 тыс. руб. Максимальный заработок в месяц – свыше 100 тыс. руб. и выше.
Средний оклад по должностям представлен ниже:
К заработной плате могут добавляться надбавки:
- За высшее образование – 10%.
- За специфику работы – 20%.
какая специальность лучше и перспективнее — «психология» или «социальное дело»?
как вы считаете? кем может пойти работать психолог помимо основной специальности? а социальный работник? где они требуются?
Зачем вообще вам этот геммоорр.
на юриста идите,там хоть лаве можно заработать.
психолог-это я понимаю, и это мне нравится, а соцработник- что это такое.
не перспективные эти профессии ни фига, я вот выучилась в свое время теперь жалею, и не требуются, потому что нужны единицы, эти места давно заняты
Для версии Форума Woman.ru на компьютерах появились новые возможности и оформление.
Расскажите, какие впечатления от изменений?
инженер — вот перспективная профессия! а то учатся фиг знает на кого, что потом не знают вообще кто они и что умеют делать. бумажки перекладывать и по телефону звонить.
долой гуманитарно-лоховские специальности!
Психологов пруд пруди! Пыталась пристроить на работу подругу, она из подмосковья переехать в Питер собралась. У нее два В.О., стаж работы 7 лет. Больше 17 тысяч никто работу не предложил. Ужас! Устроилась продавцом в «Мир кожи и меха» з.п до 30 т.р
Инженер-очень перспективно, НО далеко не у всех ума хватит им стать, 5 лет технического ВУЗа многим «психологам» не по зубам, точнее не по мозгам. вот так и появляются психологи, социологи, и пр.
У меня психологическое образование, проблем с трудоустройством не вижу, работала как по специальности, так и не совсем 🙂 Сейчас я в кадрах, собираюсь поменять работу, либо в управление персоналом, либо тренинг-менеждером пойти. Очень рада своему образованию, потому как за 5 лет учёбы и дальнейшей работы обрела бесценные знания, полезные для жизни, установления контактов и общения.
социальное дело конечно перспективнее.Особенно после кризиса.
Автор, Вы что, инвалид что ли: На такие специальности поступают преимущественно инвалиды, ибо в др вузы им дорога закрыта. Особенно незрячие, выходят потом пешки пешками и если и работают то за зп в 6 12 тысяч. Подумайте над специальностями около этих, ну примерно похожее только из другой области.
никакая. Сейчас абсолютно не востребованы, психологов перебор, а социальное дело — что? в собесе работать?
я на соц.педа-психолога училась.по профессии не работаю.
В Германии на социального работника бешеные конкурсы, больше чем на экономистов)) Но работа какая-то никакая, ни то ни се, хотя на вкус и цвет, конечно. А психологам, cколько я их знаю, cамим психиатр требуется. Опять же для женщины, которую обеспечивает муж и которая работает исключительно для собственного удовольствия, такая профессия очень подходит, не пыльно, не напряжно, в тепле, в чистоте))
у нас в вузе на социальное дело одни двоечники шли, там математику не надо было сдавать и вообще нифига не надо. Изучали пять лет какую-то чушь типа политологии и социальной педагогики, самой стало интересно, где они трудоустраиваются. Прямая дорога в продавцы?
13, социальные педагоги это те кто работает потом учителями в школах для инвалидов, ну есть же дети слепые, слабоумные, с дцп и т д, вот таких соцпедагогов обучают методике преподавания таким детям. Ну обычные математики, биологи и т д но специально обученные методам работы с детьми инвалидами. Еще там могут готовить руководителей разных кружков разного творчества.
Специально для недалеких «инженеров» сообщаю: хорошие психологи востребованы и зарабатывают прилично.
13, автор поступает ни разу не на педагога-дефектолога, а на социального работника.
Педагог-дефектолог — это сложная и хорошая профессия и учиться там надо долго и упорно. А социальная работа — что это? Там педагогики пара семестров и зачет.
15: так это ж хорошие психологи! я в свое время общалась с выпускниками факультета психологии весьма серьезного вуза (лучшего в городе, не только по престижу.но и по уровню образования). из 200 человек хорошо если 10-15 по настоящему знают психологию и умеют этими знаниями пользоваться. остальные учились для корочки.
15, а где, если не секрет, конкретно востребованы психологи по вашему мнению, и какая в вашем понимании зарплата является приличной? С уважениме, Инженер.
вы конечно молодцы, гордиться этим можно, но не нужно ставить себя выше других людей т.к однажды жизнь Вас опустит вниз.. Да, не у всех есть возможность стать инженером..у меня например есть большие пропуски в физике, но я в этом не виновата. Не виновата потому что 3 месяца лежала в больнице, а потом «любимые» одноклассники, которые и отправили меня в больницу просто не дали хорошо успевать по этому предмету..а сейчас я очень сильно жалею о том, что никогда не смогу стать инженером или пойти на какой-либо факультет связанный с физикой.. пойду скорее всего на финансы и недвижимость, либо с горя пойду учиться на фармацевта 🙂
19, вот глупости. Некоторые и из школы выходят, анод от катода не отличают, а в институте потихоньку подтягиваются. Не везде на инженеров надо физику сдавать, иногда и математики хватает. Репетитора можно взять в конце концов, на курсы подготовительные пойти. Ваши школьные знания в этом плане абсолютно ничего не решают.
может Вы и правы, спасибо за совет.
Я учусь на соц работника в Новосибе, НЕ НАПРЯЖНО УЧИТСЯ ТЕМ БОЛЕЕ НА ЗАОЧКЕ..я туда пошла не сознательно..переводилась,без потери больше никуда не получалось, в общем работаю в основном менеджером по продажам, ХОТЯ ЧУВСТВУЮ, ЧТО СКОРО МНЕ ЭТО НАДОЕСТ И Я С УДОВОЛЬСТВИЕМ УСЯДУСЬ В КАКОЙ НИБУДЬ СОБЕС) так что не думаю что это перспективная профессия, но зато редкая, может и будет когда то востребована у нас так же как за границей.
Чувство стыда после ночёвки
Подарок на 23 года
Сложно с людьми
Самооценка на Зеро
Почему я считаю РСП плохим вариантом для отношений
Поругались с мамой из-за политических разногласий
Почему мужчины выбирают жизнь СОЛО?
Многое зависит от удачи ?
Вы говорите «на Украине» или «в»?
Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы, частично или полностью опубликованные с помощью сервиса Woman.ru. Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование владельцами сайта Woman.ru. Все материалы сайта Woman.ru, независимо от формы и даты размещения на сайте, могут быть использованы только с согласия владельцев сайта.
Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс. Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.
Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.) на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.
Copyright (с) 2016-2020 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Главный редактор: Воронова Ю. В.
Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):
Психология и социальная педагогика специальность кем работать
Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», которое ассоциируется прежде всего с учителем. Действительно, в профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть
много общего. Прежде всего эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок, его развитие и социальное становление.
Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.
Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.
С этой точки зрения, а также функционально деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только формируются. Вместе с тем, по крайней мере одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста.
Специальность «Психология и социальная педагогика» предполагает, что будущих социальных педагогов готовят и к осуществлению психологического сопровождения социального развития личности в образовательной среде, оказанию психологической помощи в решении жизненных проблем и затруднений путем реализации коррекционно-развивающих, консультативных, психопрофилактических программ для учащихся и педагогов.
Наш выпускник может работать в социально-педагогических службах образовательных учреждений разного уровня (от детского сада до вуза), социальных службах специализированных учреждений (интернатного типа, социальных приютов, реабилитационных центров, центров занятости населения и пр.), социальных службах предприятий, организаций и учреждений, коммерческих структур, творческих, общественных, благотворительных организаций и союзов, службах досуга и культурной анимации, валеологических и медицинских службах.
Некоторые изучаемые дисциплины:
— психология семьи и семейное консультирование,
— управление системой социальной защиты детства,
— социальная работа в молодежных движениях и организациях.