Работа психолог обязанности
Профессия Психолог: особенности, преимущества и недостатки
Психология – наука, позволяющая понять причины поведения людей и изучающая их психику. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь клиентам разобраться в себе и своих потребностях, а затем предпринять важные шаги с целью изменения жизни в лучшую сторону.
Появление профессии
Психология как наука развилась из оккультизма, философии и астрологии. Первыми «врачевателями человеческих душ» можно назвать колдунов и шаманов, но в современном понимании этого слова психология сформировалась лишь в конце XIX века. Ключевую роль в этом сыграл немецкий врач Вильгельм Вундт, создавший лабораторию экспериментальной психологии.
Образование
Чтобы устроиться на работу психологом, соискателю нужно иметь диплом о высшем образовании по указанной или смежной специальности. Человек со средним профессиональным образованием не может быть психологом.
Проще всего занять желаемую должность, окончив факультет психологии в одном из профильных вузов. Наибольшее количество таких учебных заведений находится в российской столице. Это – Институт психологии имени Выготского, Московский городской психолого-педагогический университет и др.
Как стать психологом?
Хороший психолог обязан быть:
- эмоционально уравновешенным;
- тактичным;
- внимательным;
- наблюдательным;
- креативным;
- оптимистично настроенным;
- уверенным в себе.
Где может работать психолог?
- социальных организациях;
- тренинговых центрах;
- коммерческих компаниях;
- военных учреждениях.
Эти специалисты востребованы в сфере физкультуры и спорта, на биржах труда.
Должностные обязанности
В зависимости от сферы деятельности психолог должен:
- оценивать психологические качества людей;
- консультировать клиентов, помогая им сохранять душевное равновесие в сложных жизненных ситуациях;
- заниматься обучением и развитием детей;
- помогать сотрудникам адаптироваться к новому коллективу или непривычным условиям труда.
В некоторых компаниях психологи проводят развивающие и деловые игры, участвуют в подборе персонала, пишут тематические книги и статьи.
Требования, выдвигаемые к специалисту
Работодатели выдвигают к психологам ряд требований. Человек, желающий занять эту должность, обязан:
- понимать цели и методы деятельности психолога;
- знать основы психодиагностики;
- разбираться в мотивировании людей;
- понимать механизмы психических состояний и процессов;
- одинаково относиться ко всем клиентам;
- уметь чувствовать эмоциональное состояние находящихся рядом людей;
- быть доброжелательным, сдержанным и эмоционально терпимым.
Зарплатные ожидания и реальная оплата труда
Поскольку профессия психолога сейчас очень востребована, специалисты рассчитывают на достойную оплату труда – в среднем 30 000 рублей в месяц. Согласно данным Jobsora, работодатели предлагают психологам зарплату от 10 до 200 тысяч рублей в месяц. Размер заработной платы зависит от того, в какой организации открыта вакансия.
Достоинства и недостатки профессии
Профессия психолога является творческой и интересной. Этот специалист может принимать непосредственное участие в решении проблем людей и использовать профессиональные навыки в повседневной жизни, то есть с пользой для себя. Психолог постоянно занимается самосовершенствованием, а значит, имеет все возможности для личностного и карьерного роста. Под карьерным ростом в данном случае подразумевается переход от работы на «дядю» к частному консультированию или открытию собственной фирмы.
К минусам профессии следует отнести то, что психологи часто переживают проблемы клиентов как собственные.
Функциональные обязанности психолога в организации.
Практический психолог в организации выполняет несколько функций.
Исследовательская (экспертная) функция. Психолог собирает специальную информацию о психологических механизмах поведения человека в многообразной и сложной системе организационных отношений. Главным является изучение группы и отдельного человека как субъектов труда. Эксперт — это специалист в какой-либо области, в определенной сфере, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса, в нашем случае при рассмотрении организационных ситуаций. Он вступает в дело тогда, когда нечто уже произошло и необходимо дать оценку происшедшему (например, создание организации с определенной структурой или результаты ее изучения, внедрения инноваций различного типа, конфликты и т. д.).
Консультационная функция. Психолог консультирует по вопросам оптимального использования личностных и профессиональных возможностей человека (например, при приеме на работу, заполнении вакансий, сокращении кадров). Психолог участвует в проектировании и разработке различных методов управления персоналом, социальным развитием организации, улучшении организации труда и консультирует руководство по этим вопросам.
Педагогическая и просветительская функции. Эти функции связаны с огромным интересом всех без исключения людей к проблемам психологии, желанием получить психологические знания, потребностью в решении личных проблем. «Учитель» передает специальные психологические знания, которые они могут творчески использовать для эффективной организации собственной деятельности.
Функции организационного психолога определяют конкретные задачи его работы в организации, которые могут быть представлены тремя категориями.
1. Работа с персоналом:
§ оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и фиксация деловых, профессиональных качеств, способностей);
§ профессиональная ориентация и консультирование;
§ социально-психологическое обучение персонала и повышение квалификации сотрудников;
§ ускорение процессов адаптации работников в организации ‑ взаимодействие руководителя с подчиненными.
2. Организация труда:
§ аттестация должностей, включенных в штатное расписание (описание должностных обязанностей, составление профессиограмм, должностных инструкций);
§ изучение условий труда, организации рабочих мест;
§ анализ личности работника в системе организации (изучение отношения к труду, удовлетворенности трудом, мотивации и стимулирования труда, безопасности труда).
3. Организационное управление и социальное планирование:
§ социально-психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;
§ формирование групповых норм, морали, организационной культуры;
§ профилактика и разрешение конфликтов;
§ контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе, его совершенствование и оздоровление;
§ повышение дисциплины труда;
§ лояльность по отношению к организации.
§ введение нового работника в курс дел в организации. Психолог беседует с новичком об истории фирмы, о его роли в выполняемой работе, знакомит с начальством, традициями организации;
§ решение вопросов о профессиональном обучении и повышении квалификации работников. Психолог принимает решение о том, кого учить (кто и в какой учебе нуждается), чему учить, как учить, как стимулировать и оценивать результаты учебы и ее влияние на эффективность труда;
§ оценка трудового вклада работников. Психолог осуществляет периодическую оценку труда каждого сотрудника и его соответствие получаемой заработной плате. Типичными пунктами оценки являются: а) качество работы; б) количество работы; в) физическая и морально-психологическая надежность сотрудника; г) степень заслуженного доверия; д) склонность к сотрудничеству с администрацией;
§ разработка средств поддержания дисциплины и эффективных приемов поощрения и наказания сотрудников;
§ участие в разборе жалоб, посредничество в переговорах рабочих профсоюзов с администрацией, социально-психологическое обеспечение переговорного процесса в ситуации конфликта;
§ участие в организации системы коммуникаций в организации, анализ и сравнительная оценка различных средств коммуникаций, их содержания и доходчивости информации);
§ организация предпринимательской пропаганды и рекламы, изучение рыночного спроса (маркетинг);
§ улучшение организации труда (уменьшение монотонии, создание эстетической среды в организации);
§ частные психологические консультации управляющих.