Специальная психология кем работать
Где может работать психолог?
Особенности работы психолога
Многие из тех, кто задумывается о получении специальности психолога, достаточно слабо представляют себе, чем они могут заниматься. Различные области применения психологических знаний часто смешиваются в голове. Согласитесь, работа психолога в детском саду принципиально отличается от работы по оказанию экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях.
Поэтому, еще на этапе получения психологического образования стоит определиться с желаемым направлением деятельности и лучше узнать о том, чем может заниматься психолог и где он может работать. Многим психологам приходится испробовать самые разные профессии, прежде чем они находят именно то, чем хотели бы заниматься. Кто-то проходит через работу в школе, в детском саду или на телефоне доверия, прежде чем понимает, что хотел бы заниматься психологическими тренингами. Кто-то находит свое призвание в работе с детьми-сиротами и психологической реабилитации семей. Кто-то с самого начала знает, что его путь — это частная психологическая практика, со своим кабинетом. Кто-то выбирает научно-исследовательское направление.
Все эти направления — очень разные. В каждом их них необходимы разные навыки, умения, опыт. Даже внутри одной сферы деятельности можно заниматься самыми разными вещами. Например, частнопрактикующий психолог может работать с детьми, с семьями, или с конкретными проблемами. Психолог в школе может работать с родителями, с детьми и с педагогами, проводить занятия, заниматься психологической диагностикой.
Если направление будущей профессиональной деятельности известно заранее, можно уже на этапе обучения фокусироваться на той или иной тематике и сфере деятельности, получать дополнительные навыки и знания, нужные именно для этого направления. Однако если определиться очень сложно, попытки найти себя в разных направлениях вряд ли принесут вред — они, скорее, позволят расширить кругозор, лучше понять себя, определиться, чем именно хотелось бы заниматься.
В психологи идут те, кто хочет работать с людьми, помогать или обладать властью над ними. А кто-то просто считает эту профессию модной, популярной и престижной. Психологическое образование в современных условиях становится важным фактором достижения успеха в различных сферах (кадры, торговля, услуги, управление). Специалисты, понимающие принципы поведения человека и умеющие общаться, востребованы везде и всегда.
Окончив обучение, молодой специалист может работать:
- • психологом-консультантом в системе образования и дошкольного воспитания в социальной сфере; в службе психологического консультирования (семейное, индивидуальное, коучинг);
• в больницах и поликлиниках;
• преподавать психологию в вузах, гимназиях, лицеях, колледжах, училищах;
• в кадровой службе (помощник директора, рекрутер, менеджер или директор по персоналу);
• в торговле (от продавца в элитном бутике, администратора и супервайзера до корпоративного тренера).
Получение диплома для психолога — только начало. Нужно выбирать сферу приложения сил, терпеливо накапливать опыт и «учиться, учиться и еще раз учиться». Хороший психолог без работы не останется.
Психолог с образованием, но без опыта работы может рассчитывать на работу в школах, детских садах, государственном психологическом центре и т.д.
Психолог-специалист с опытом работы от трех лет, может продолжать совершенствоваться профессионально или, поменяв сферу деятельности, может заняться кадровой работой, администрированием, продажами, начиная с низшей или средней ступени.
Психолог-профессионал с опытом работы от пяти лет может работать в специализированной психологической службе, заниматься частным консультированием, устроится бизнес-тренером, стать директором по персоналу или генеральным директором.
Чтобы добиться успеха, психолог должен быть: личностно зрелым человеком (аутентичным), обладать жизненным опытом, высоким интеллектом, эрудицией, эмоциональной устойчивостью и компетентностью, чувством юмора и обаянием.
Представим, что вы решили работать в области психологии, в сфере образования, бизнеса, культуры, социальной сфере. Известно ли вам, какие специалисты нужны в этих областях, и чем конкретно они занимаются? Вот неполный их список:
Организационный психолог — решает задачи оптимизации использования человеческих ресурсов в учреждениях, фирмах, общественных объединениях. Это, прежде всего, все виды кадровой работы — от подбора персонала до разработки кадровой политики фирмы, помощь руководителям, обеспечение внешних связей организации с общественностью.
Юридический психолог работает в сфере правовых взаимоотношений, чаще всего в тесном контакте с юристами различного профиля. Это может быть работа с личным составом правоохранительных органов, включая специальные подразделения, в учреждениях исполнения наказаний. Юридический психолог может стать незаменимым помощником адвокатов, участвуя в судебных процессах как со стороны истца, так и со стороны ответчика.
Клинический (медицинский) психолог — это специалист, который берет на себя ответственность за организацию специального процесса, в ходе которого клиент приобретает способность решать свои жизненные затруднения. Традиционно клинический психолог занимается психодиагностикой (например, в ходе медико-социальной экспертизы), консультированием (неврачебной психотерапией) и реабилитацией (восстановлением утраченных психических и физических возможностей). В последнее время все большее развитие получают такие современные направления работы клинического психолога как нейропсихология, психофармакология.
Где может работать клинический психолог?
В первую очередь это сфера здравоохранения, различные лечебные учреждения общесоматического и психоневрологического профиля в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях для взрослых и детей.
Другой важной сферой приложения сил является сфера образования, где клинические психологи могут работать психологами в образовательных учреждениях разного уровня, преподавателями психологии в средних, специальных и высших учебных заведениях любого профиля.
Третья важная сфера — это работа в подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Это работа с многообразными проявлениями у взрослых и детей посттравматических стрессовых расстройств, возникших в результате произошедших чрезвычайных событий: катастроф, террористических актов, смерти близких и родственников и т.д.
Еще одна важная сфера и очень востребованная сфера деятельности клинического психолога — это пенитенциарная система, активно развивающая психологическую службу и испытывающая острую нужду в высококвалифицированных кадрах клинических психологов.
Наконец — это обширнейшая сфера социальной работы во всем ее многообразии.
Кроме того, клинические психологи могут работать менеджерами по управлению персоналом, консультантами в сферах управления, бизнеса и связям с общественностью.
Следует отметить, что широчайшая и фундаментальная профессиональная подготовка, обеспечивающая выполнение клиническими психологами диагностической, коррекционной, консультативной, экспертной, профилактической, реабилитационной, научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности делает их вполне конкурентноспособными и востребованными специалистами в самых разных и порой неожиданных сферах.
Кем работают специалисты практической психологии? В большинстве своем клиническими психологами в больницах общего профиля, в психиатрических больницах, психоневрологических и наркологических диспансерах, детских реабилитационно-восстановительных центрах, центре патологии речи, а также на предприятиях в отделах по управлению персоналом.
Психолог в системе образования проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей и подростков. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации. Оказывает помощь детям, учителям и родителям (лицам, их заменяющим) в решении личностных профессиональных и других конкретных проблем. Формирует психологическую культуру детей, учителей и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
Консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, учителей, родителей (лиц, их заменяющих).
Практический психолог — специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных соответствующими должностным обязанностям, определяемыми соответствующим «Положением о психологической службе» и конкретной ситуации, требующей психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний и технологий.
Основными направлениями деятельности практического психолога в учреждении системы образования, предусмотренные «Положением о психологической службе образования» являются:
Психолог-консультант. Понимание консультирования как «помощи людям в их оказании помощи самим себе».
В практической работе консультанта, особенно если он использует в качестве метода помощи системные изменения, его помощь может принимать самый различный характер: от семейного консультирования и психотерапии (в случае работы с семьей как микросистемой) до организационного и политического консультирования. Тем не менее, несмотря на столь широкий диапазон, который может иметь психологическая помощь, следует иметь в виду ряд специфических, типичных для практики оказания помощи возможных исходов, или результатов :
- • улучшение понимания (проблемы, себя, окружающих и т. п.);
• изменение эмоционального состояния (это может быть разрядка эмоционального напряжения, исследование своих чувств, принятие некоторых своих чувств и т. п.);
• способность принять решение;
• способность осуществить принятое решение;
• подтверждение своих мыслей, чувств, решений;
• получение поддержки;
• приспособление к ситуации, которую невозможно изменить;
• поиск и изучение альтернатив;
• получение практической помощи через прямые действия (помощника и других специалистов, которых привлек помощник);
• развитие имеющихся умений и навыков, приобретение новых;
• получение информации;
• реагирование на действия других людей и ситуацию.
Консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности.
Так же как психолог может работать в различных профессиональных «амплуа» в зависимости от целей, задач и места работы (например, как исследователь, теоретик, эксперт, психотерапевт, консультант, психолог-тренер, преподаватель и др.), так и консультант в зависимости от целей, задач и места работы может в различной степени использовать преимущественно те или иные методы оказания помощи.
Безусловно, что, сколько бы видов помощи мы ни выделяли, каждый из них не может быть свободен от теоретических принципов и ценностей.
Специальная психология кем работать
Признаки психологической профессии
Понятие о профессии и профессиональной пригодности психолога
Лекция №1
1. Признаки психологической профессии.
2. Квалификационная характеристика специального психолога.
3. Основные слагаемые профпригодности применительно к специальному психологу.
4. Этика специального психолога, профессионально значимые личностные качества.
В качестве психолога выступает лицо, имеющее специальное психологическое образование, подтвержденное государственным дипломом и представляющее научно-исследовательскую, учебную,производственную, лечебную, кооперативную или другую организацию.
По подготовке специалистов существуют государственные стандарты, разрабатываемые Министерством образования и науки РФ. В настоящее время ФГОС по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Профиль «Специальная психология».
Область профессиональной деятельности: коррекционно-психологическая работа в специальных коррекционных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Специальный психолог относится к группе профессий, функционирующих в системе «человек-человек». В центре внимания данной профессии – дети, подростки и взрослые с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, имеющие особые потребности в специальных условиях обучения, воспитания и психологического сопровождения. Особенность деятельности специального психолога состоит в организации и осуществлении диагностико-аналитической, консультативной, коррекционно-развивающей, психопрофилактической работы.
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях.
Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).
Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников.
Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению.
Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.
Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания.
Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих). Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов).
Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Декларацию прав и свобод человека;
Конвенцию о правах ребенка;
нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты;
детскую и возрастную психологию (психологию развития);
10 советов начинающим психологам: мифы и ошибки
В статье мы рассмотрим 6 типичных ошибок начинающих психологов и 4 основных заблуждения – мифа, которые могут вредить профессиональному развитию на первых порах.
Кто такой психолог и какие методы он использует в работе?
К психологу люди приходят со стрессами и душевными переживаниями, проблемами в отношениях, психосоматическими нарушениями. Поскольку этот специалист – не врач, он не лечит и не назначает медикаменты. Методы и приёмы работы психолога другие:
6 главных ошибок начинающего психолога
Новичку так хочется помочь максимальному количеству людей! Но не стоит без просьбы и тем более согласия человека ничего анализировать и советовать.
Иногда за сказанными человеком словами скрывается пласт психологических проблем. Определение и анализ ключевых слов в процессе консультирования или терапии – один из важнейших методов работы психолога. Но в обычной жизни часто слова – это всего лишь слова, не стоит искать в них то, чего нет.
3. Самоутверждение за счёт клиента.
Если человек обратился к вам за помощью, это ни в коей мере не ставит его ниже вас. Всегда оставайтесь в позиции «на равных», принимайте клиента безоценочно.
4. Старание объять необъятное.
Часто начинающий психолог искренне старается помочь людям как можно лучше и быстрее. Если в процессе консультации или терапии открываются новые и новые проблемные точки клиента, что делает психолог с опытом? Концентрируется на главном запросе. Новичок же начинает распыляться, пытаясь охватить всё и сразу, что заведомо неэффективно.
5. Желание помочь всем.
Не всегда задачи клиента можно решить силами одного лишь психолога. Например, может требоваться медицинская помощь, а не только психологическая. А бывает и так, что человек на самом деле не хочет расставаться со своей проблемой, ему так удобно и выгодно. Поэтому иногда у вас не будет получаться помочь. Это нормально.
6. Консультирование самого себя.
Психологическое образование не означает, что специалист может помогать себе сам. Более того, психолог должен сам прорабатывать свои проблемы в личной терапии, и желательно иметь супервизора, который сможет справиться с трудностями начального пути. Так обеспечивается и профессиональное становление, и личностный рост.
4 главных мифа о профессии
Можно, но в частном порядке и поставив клиента в известность о том, что вы ещё учитесь. Нередко после изучения методов и приёмов работы психологи испытывают их на сокурсниках, друзьях и близких (с их согласия). Так нарабатывается первичный практический опыт.
2. Требуется узкая специализация.
Новичкам порой кажется недостаточной полученная квалификация практического психолога или психолога-консультанта и, вместо того, чтобы приступить к работе, они решают получить дополнительную специализацию. К примеру, обучиться семейной психологии или арт-терапии. Специализации – это хорошо, но не следует под видом обучения откладывать начало работы в общей практике.
3. Начинающие психологи постоянно ошибаются.
Неуверенность в своих силах и опасение сделать что-то не так типичны для всех начинающих специалистов. Дискомфорт уходит во время конкретных действий. Внутри ситуации всегда не так страшно, как вовне. Поэтому в процессе консультации сосредоточьтесь на клиенте, а не на себе, и всё будет хорошо.
4. Нужно ещё поучиться.
Кто-то учится всю жизнь, так и не начиная работать. А кто-то оканчивает курсы психолога и приступает к практике. Для этого нужна смелость, но любые знания ничего не значат, если их не применять в жизни. Помните, когда вам преподают опытные признанные эксперты – это не ваш опыт, а их. Свой вы можете наработать только сами.
Где можно пройти курсы профпереподготовки
В АНО «НИИДПО» реализуется более 30 программ переподготовки психологов, а также 70+ курсов повышения квалификации. Выбирайте свой вариант и не откладывайте практику!
Психолог: особенности профессии, обязанности, требования, необходимые качества личности, обучение, карьера
Наша оценка профессии
Востребованность
Зарплата
«Легко» ли получить профессию?
Престижность
Карьерный рост
Ежедневно человек сталкивается с множеством жизненных вызовов и трудностей. 21 век уже считается самым стрессовым историческим периодом. Все больше людей отмечают, что их душевное здоровье нестабильно: короткие периоды подъема сменяются затяжной апатией. Справится со страхами, депрессией и сомнениями помогает психолог – специалист, корректирующий поведение и образ мышления человека. Психотерапия способствует адаптации к окружающему миру, улучшению отношений с окружающими, личностному росту. По сути, психолог – специалист по саморазвитию и личностному росту.
История появления профессии
Психология – это наука о душе, которая прошла долгий путь становления. Она сформировалась на стыке дисциплин: философии, оккультных наук, астрономии. Первыми, кто взял на себя функцию «врачевателей душ», были мыслители, знахари, шаманы. Ни о каких научных методах тогда никто не беспокоился, и подобное лечение было самовнушением.
Первые попытки создать четкую структуру будущей научной дисциплины были предприняты в 18 веке. В. Вундт создал первую психологическую лабораторию. В ней он проводил исследования на добровольцах, изучая их реакции. После на основе результатов экспериментов Вундта возникли первые теории о структуре человеческой личности. Свои версии представили З. Фрейд и Э. Фромм. Именно их фундаментальные труды легли в основу развития современной психологии.
Особенности работы
Поскольку психолог – относительно молодая профессия, вокруг нее постоянно появляются новые слухи и домыслы. Так, психологов воспринимают как гипнотизеров, способных за пару сеансов полностью изменить характер и взгляды человека. Это заблуждение приводит к тому, что клиент после первого сеанса не видит мгновенного результата и разочаровывается.
Чтобы понять принцип работы психолога, проще всего сравнить его с физиотерапевтом. Врач помогает человеку, получившему травму, восстановится, вернуться к нормальному образу жизни с помощью простых упражнений. Также и психолог помогает клиентам пережить травмирующие психику ситуации, повысить самооценку, построить четкие планы на будущее.
Профессиональные обязанности
Важно различать психолога, психотерапевта и психиатра Психотерапевт и психиатр, получая медицинское образование, могут применять медикаментозную терапию. Психолог не является врачом, он не имеет права выписывать лекарства. Он не может лечить патологические состояния, работая с душевным состоянием.
В обязанности практического психолога входит:
- первичное консультирование;
- диагностика;
- обработка полученных результатов;
- составление плана коррекционной терапии;
- проведение терапевтических занятий;
- повторная диагностика.
Работая с клиентом, психолог постоянно ведет записи. Они похожи на дневниковые заметки, в которых специалист отмечает используемые методики, реакцию клиента, полученный результат. Принцип работы одинаков как при индивидуальном консультировании, так и при работе с группой.
Основные области работы
К отдельным направлениям психотерапии относятся:
- диагностика – исследование особенностей личности клиента с помощью различных методик и тестов;
- консультирование – диалог между психологом и клиентом, направленный на поиск оптимального решения проблемы;
- тренинг – прорабатывание травмирующей ситуации через упражнения, игру.
Специфические запросы сформировали несколько отдельных видов психологического консультирования:
- Семейное – работа с семейными проблемами: отношения супругов, детско-родительские отношения.
- Профессиональное – помощь сотрудникам с адаптацией, урегулирование рабочих конфликтов, подбор персонала, работа с молодыми специалистами, профилактика эмоционального выгорания.
- Спортивное – подготовка спортсменов к участию в соревнованиях: настраивание на победу, повышению уверенности в своих силах.
- Клиническое – работа в тандеме с психиатром. Помощь пациентам, проходящим лечение в реабилитационных центрах: ВИЧ-инфицированным, наркозависимым, тяжелобольным.
- Тюремное – помощь для заключенных по адаптации в социуме после выхода из тюрьмы.
Психолог, специализирующийся на индивидуальных консультациях, совмещает все формы работы, помогая клиенту наладить все аспекты жизни.
Плюсы и минусы профессии
Психолог – интересная профессия, но она требует полной самоотдачи и полного погружения в рабочий процесс. Преимущества работы психологом:
- моральное удовлетворение от помощи людям;
- развитие кругозора;
- личностный рост;
- умение ставить достижимые цели;
- развитие толерантности.
- вовлеченность в проблемы клиента, слишком сильное сближение;
- проекция своих взглядов на клиента;
- необходимость постоянного самосовершенствования.
Учитывая, что психология только развивается, часто люди не воспринимают терапевтическую работу всерьез. Клиенты замедляют лечение своим недоверием, пропуская сеансы и не выполняя предписания. Главная сложность, с которой сталкивается практикующий специалист – необходимость убедить клиента в серьезности лечения.
Требования к соискателям
Хотя психология относится к педагогическим, а не медицинским специальностям, без высшего образования специалист не имеет права работать с пациентами. Помимо наличия диплома, соискатель должен:
- обладать практическими навыками проведения диагностики и тренингов;
- уметь заполнять документацию, вести дневники наблюдений;
- быть уверенным пользователем ПК;
- знать и использовать в своей практике новейшие методики;
- знать английский язык на высоком уровне.
В зависимости от места работы, психолог обязан знать специфические особенности психики клиентов: врачей, педагогов и детей школьного возраста, сотрудников спецслужб, людей с посттравматическим синдромом и многих других.
Необходимые качества личности
Сложность работы психолога состоит в необходимости постоянно взаимодействовать с проблемой клиента. Чтобы избежать быстрого профессионального выгорания, он должен обладать набором личностных качеств:
- уверенностью в своих силах и способностях;
- оптимистичным взглядом на жизнь;
- умением выстраивать диалог с клиентом, коммуникабельностью;
- доброжелательностью, дружелюбием;
- толерантностью, лояльным отношением к разным людям;
- эмоциональной гибкостью;
- твердым характером, психической устойчивостью.
Повышенный уровень ответственности за жизнь и здоровье клиента оказывают на психолога постоянное эмоциональное давление. Умение противостоять стрессу – главный профессиональный навык специалиста, работающего с людьми.
Где получать образование
Стать психологом можно, получив высшее образование в ВУЗе по специальности «Психология», «Конфликтология», «Педагогика». Пройти обучение можно в одном из ВУЗов педагогической направленности:
- Государственный университет управления;
- МГУ им. М. Ломоносова;
- РЭУ им. Г. Плеханова;
- НИУ «Высшая школа экономики»;
- ГАУГН при Российской академии наук.
Чтобы поступить в любой из институтов, необходимо сдать ЕГЭ по основным предметам и биологии. Обучение длиться 4-6 лет, по окончании выпускник получает диплом и право заниматься практическим консультированием.
Основные направления и предметы
В процессе учебы психологи изучают:
- структуру личности;
- возрастные особенности;
- когнитивные (познавательные) процессы;
- методы диагностики;
- методы терапии;
- виды психологической помощи.
Помимо теоретических знаний, психолог обязательно отрабатывает практические навыки. Специалисты работают в учебной группе, помогая друг другу освоить тактики индивидуального и группового консультирования.
Куда пойти работать
Психология – перспективное направление. Видеть на своем предприятии психолога хочет все больше людей. Специалисты по личностному росту могут работать в:
- центрах по подбору персонала;
- учебных и медицинских заведениях;
- реабилитационных центрах;
- детских развивающих центрах;
- детских домах, домах престарелых, хосписах;
- психиатрических клиниках.
Еще один вариант работы – частная практика. В этом случае нужно будет получить лицензию и арендовать отдельный кабинет.
Средняя заработная плата
Максимальный заработок психолога зависит от места работы, навыков и профессиональной репутации. У частного специалиста зарплата соотносится с количеством клиентов – чем больше их будет, тем выше итоговая сумма. Стоимость одного сеанса определяет сам психолог, чаще всего зависит от места жительства: в Москве сеанс может стоить от 500 до 5000 руб., в провинции цена будет гораздо ниже.
Психологи, работающие на государственных предприятиях, получают фиксированный оклад: от 10 000 до 40 000 руб. В Москве нижняя планка оклада выше – от 25 000 руб. Работая в частных фирмах, специалист получает 30 000-50 000 руб.
Карьерные перспективы
Продвижения по карьерной лестнице профессия психолога не предполагает. Он может развиваться только как специалист, становится популярнее и привлекать больше клиентов. Работая на предприятии, психолог может со временем занять руководящую должность. Например, в школе он может стать методистом, в частной фирме – возглавить отдел управления персоналом. Получить стремительный рост карьеры и доходов можно только с помощью частной практики. Но этот вид работы подходит не всем: он требует постоянного самосовершенствования, прохождения специальных тренингов.
Работа психологом подходит людям, любящим помогать другим, стремящимся изменить мир. Она сложная, но очень увлекательная. Однажды выбрав специальность, психолог навсегда меняет свою жизнь и в дальнейшем – жизнь своих клиентов.